ХИМИЯ – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,
величайшие завоевания разума будут сделаны
именно в этой области.(М. ГОРЬКИЙ)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Умения определять понятия «элементы-металлы», «элементы-неметаллы», «ионы», «ионная связь»; составлять схемы образования ионной связи; определять тип химической связи по формуле вещества |
Умения использовать знаковое моделирование; осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии, делать выводы |
Понимание значимости фундаментальных представлений об атомно-молекулярном строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира |
Решаемая учебная проблема |
Каковы причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах? Какие изменения произойдут с атомами при отдаче или присоединении ими электронов? |
|
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Элементы-металлы, элементы-неметаллы, ионы положительные, ионы отрицательные, ионная химическая связь |
|
Демонстрации. Лабораторные опыты |
Демонстрации. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в различных формах |
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Универсальные (электронные книги, компьютер, интерактивная доска) |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
||
ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания) Проверка домашнего задания |
||
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъективного незнания |
|
Длительность этапа |
7—10 минут |
|
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного |
|
Методы обучения |
Систематизирующая беседа |
|
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организаторская, корректирующая, координирующая. Учитель корректирует устные ответы обучающихся и координирует их деятельность |
Основные виды деятельности учителя |
Коррекция, координация деятельности обучающихся |
ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Рассказ учителя |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Осознанное восприятие информации |
Длительность этапа |
15—20 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Лекция с элементами проблематизации. Устные ответы обучающихся на вопросы учителя. Обсуждение сказанного, записи обучающихся в тетрадь |
Методы обучения |
Систематизирующая беседа |
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организаторская, корректирующая. Мотивация учащихся к изучению конкретного содержания, создание условий для самостоятельно- го целеполагания |
Основные виды деятельности учителя |
Координация деятельности обучающихся |
ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала Систематизация пройденного материала |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Умение определять металлические и неметаллические свойства атомов химических элементов по их положению в периодической таблице Д. И. Менделеева. Умение составлять схемы образования ионной связи между атомами типичных металлов и типичных неметаллов |
Длительность этапа |
10—15 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного. Самостоятельная работа по составлению схем образования ионной химической связи между атомами химических элементов |
Методы обучения |
Самостоятельная работа с последующей само- или взаимопроверкой и коррекцией допущенных ошибок |
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на дан- ном этапе |
Организаторская, контролирующая, корректирующая |
Основные виды деятельности учителя |
Координация, контроль, коррекция (случае необходимости) деятельности обучающихся |
ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока |
Длительность этапа |
3—5 минут |
Форма организации деятельности обучающихся |
Индивидуальная, коллективная |
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооценкой |
Основные виды деятельности учителя |
Координирует деятельность обучающихся |
Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам |
Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки. Домашнее задание с комментариями |
Тема урока. Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов.
Цель урока. Формирование понятия о металлических и неметаллических свойствах химических элементов с точки зрения строения атома. Формирование умения составлять схемы образования ионной связи.
Проблемный вопрос урока. Каковы причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах? Какие изменения произойдут с атомами при отдаче или при- соединении ими электронов?
Актуализация знаний обучающихся о строении внешних электронных оболочек атомов. Изучение нового материала происходит с опорой на содержание § 10 учебника.
Завершенный внешний электронный уровень имеют атомы благородных (инертных) газов. Такое электронное строение является наиболее устойчивым, именно оно обусловливает химическую неактивность благородных газов. Атомы других химических элементов стремятся к такому наиболее устойчивому электронному состоянию и могут добиваться такого строения двумя путями: отдавая электроны внешнего уровня другим атомам или, наоборот, принимая электроны от других атомов. Например, атом натрия отдает один внешний электрон, в результате чего его предвнешний слой, содержащий 8 электронов, становится внешним. А атому хлора, у которого на внешнем уровне содержится 7 электронов, наоборот, легче принять один электрон до завершения внешнего уровня.
Записи в тетради Металлы — это химические элементы, атомы которых отдают электроны внешнего уровня. Неметаллы — это химические элементы, атомы которых присоединяют электроны до завершения внешнего уровня. |
Металлические свойства атомов химического элемента выражены тем сильнее, чем легче его атомы отдают электроны. Неметаллические свойства атомов химического элемента выражены тем сильнее, чем легче его атомы присоединяют электроны до завершения внешнего уровня.
Металлические и неметаллические свойства атомов зависят от числа электронов на внешнем уровне и от радиуса атомов, а именно: чем меньше электронов содержит атом на внешнем уровне и чем больше его радиус, тем сильнее выражены металлические свойства; наоборот, чем больше электронов содержит атом на внешнем уровне и чем меньше его радиус, тем сильнее выражены неметаллические свойства.
Что произойдет с атомами в результате отдачи или присоединения электронов? Они превратятся в заряженные частицы, называемые ионами. Атомы металлов, отдавая электроны, приобретут положительный заряд, атомы неметаллов, присоединяя электроны, приобретут отрицательный заряд. Положительно и отрицательно заряженные ионы будут притягиваться друг к другу, т.е. между ними возникнет химическая связь.
Выполнение задания № 2 после § 10 учебника с последующей само- или взаимопроверкой и, в случае необходимости, коррекцией допущенных ошибок.
Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока.
Домашнее задание: § 10, выполнить задания № 1 и 4 после § 10; № 5 на с. 35 и № 6 на с. 38 в рабочей тетради.