Профессия учителя требует ежедневной работы над собой. При подготовке к уроку или внеклассному мероприятию учителю требуется поработать с большим объемом информации, изучить, переосмыслить специальную и методическую литературу.
Проблемы совершенствования современного урока химии:
- Повышение воспитывающей направленности каждого урока по своему содержанию, методам и приемам работы, организации урока, его структуры, стиля общения. Учитель должен осознавать назначение каждой темы и отдельного урока в решении задач по обучению, воспитанию и развитию учащихся, в формировании мировоззрения.
- Решение проблемы эффективной занятости каждого учащегося на протяжении всего урока. Необходимы поиски повышения эффективности учебного труда школьников на уроке, формирования ответственного отношения к учению.
- Повышение роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся на уроке при изучении нового материала, закреплении и повторении.
- Развитие речи учащихся и совершенствование изложения материала учителем на уроке.
- Выбор оптимальных приемов использования технических и других дидактических средств в целях индивидуализации процесса обучения.
- Использование оптимального сочетания коллективных и групповых форм организации работы учащихся в процессе обучения и воспитания.
- Использование новых педагогических и инновационных технологий для подготовки и проведения урока.
Практический совет. Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок химии, выделяют следующие.
- Использование новейших достижений химической науки, передовой педагогической практики.
- Реализация в оптимальном соотношении на уроке всех дидактических принципов (научности, наглядности, доступности и пр.).
- Обеспечение надлежащих условий для познавательной деятельности учащихся, актуальных при изучении химии в период и предпрофильной, и профильной подготовки учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
- Учет интеграционных тенденций в обучении химии: внутрипредметных (на основе общих понятий, законов и теорий органической и неорганической химии), межпредметных с дисциплинами естественнонаучного цикла с целью формирования единой естественнонаучной картины мира, межпредметных с дисциплинами гуманитарного цикла с целью гуманизации обучения химии.
- Определение места и роли конкретного урока в дидактической цепи уроков химии по данному курсу (тематическое планирование).
- Связь учебного материала урока с жизнью (практической и бытовой деятельностью учащихся), привитие химической культуры безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами.
- Эстетическое и эмоциональное обеспечение урока химии яркими, занимательными теоретическими и экспериментальными фактами, способствующими эффективному усвоению материала.
- Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование результатов каждого урока.
Для совершенствования профессионального мастерства и педагогической культуры необходимо последовательно самообразовываться, что возможно только при желании самого учителя.