Понятие и функции современной системы образования.

Образование-важная сфера жизни каждого человека. От образования напрямую зависит   интеллектуальное, культурное, нравственное развитие личности и общества в целом. Результат образования определяет уровень личности, приводя её к новому качеству, выражающегося в совокупности новых знаний, умений, навыков и, соответственно, в проявлении себя в социуме и в профессиональной деятельности.

 

Современное общество развивается быстро, динамично, со своими сложностями и противоречиями. В основе экономического развития лежит социальный фактор, где общество переходит к информационному типу. С изменением общества изменение претерпевает и образование. Сегодня образованный человек не именно знающий, а подготовленный к сегодняшнему ритму и типу жизни, ориентирующийся в сложных ситуациях, приспосабливающийся к структуре общественной жизни. Если система образования отчетливо понимает, какого именно человека она формирует, то ее функция эффективна.

Федеральный государственный образовательный стандарт-важный нормативно-правовой документ, реализующий конституционное право граждан РФ на образование.

Статья 43 Конституции «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты», поддерживает различные формы образования и самообразования.

Закон РФ «Об образовании» ФЗ -273 трактует понятие ФГОС, как совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ всеми образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Следуя вышеперечисленным статьям законов РФ, образование сегодня выполняет важную функцию не только обучения субъекта, но и его личностного, социального и творческого развития, грамотного применения полученных навыков на практике и в жизни, качественного взаимодействия и коммуникации.

  Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

В последнее время система образования прошла через изменения.  Это коснулось и организационной, и содержательной стороны. Регламентированные формы обучения уступили место гуманистической педагогики. Вариативность программ, учебных планов, средств, методов и технологий все больше используется в образовательном процессе и мероприятиях.

 

 

 

Понятие «Образование» рассматривается, как процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями.

  Образование, как и науку, можно рассматривать в 3-x аспектах:

 1.Целостная система знаний человека о мире, подкрепленная соответствующими навыками в различных сферах его деятельности.

2.Целенаправленное обучение личности, с учетом формирования у нее определенных знаний и навыков.

3.Система социальных институтов, обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение.

Функции образования: воспитание подрастающего поколения; передача накопленного опыта, знаний, ценностей, норм; социализация личности: подготовка квалифицированных кадров для повышения уровня общества в соответствии с часто меняющейся экономической, социальной сферой его жизни; экономическая функция: приобщение к современным технологиям, формирование социально-профессиональной структуры общества, обеспечение профессиональной ориентации человека; ведение социокультурных инноваций.

В развитии современного образования отмечаются тенденции:

  1. Демократизация системы образования-доступность образования для широких слоев населения;
  2. Увеличение сроков образования-потребность современного общества в высококвалифицированных специалистах обосновывает это;
  3. Непрерывность образования-необходимость переключаться на новые или смежные работы для специалиста, с учетом роста научно-технического прогресса и внедрения новых технологий;
  4. Гуманизация образования-внимание к личности и интересам учащегося, его индивидуальным способностям и возможностям со стороны педагогов; повышение роли общественных дисциплин в образовательных программах (основы права, экономика, социология и политология);
  5. Интернационализация процесса образования- единая система образования для разных стран, интеграция системы образования;
  6. Компьютеризация-применение современных технологий обучения, телекоммуникационных технологий;

Образование - это результат обучения. Образованный человек –это логически мыслящий, владеющий необходимым объемом систематизированных знаний.

Главный критерий образованности- системность знаний и системность мышления. Саморазвитием, помимо основного образования, пополняя и восстанавливая недостающие элементы в системе своих знаний с помощью логических рассуждений.

Современное образование является важнейшей сферой социального развития общества. От качества и функционирования образования зависит не только умственное интеллектуальное состояние общества, но и его культурное и нравственное развитие. Образование сохраняет свой потенциал в качестве определяющего фактора социально-экономического развития России.

В систему образования включены:

1.Дошкольные образовательные учреждения;

2.Общеобразовательные учреждения;

3.Образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшее учебное заведение);

4.Образовательные учреждения среднего специального образования (среднее специальное учебное заведение);

  1. Негосударственные образовательные учреждения;
  2. Дополнительное образование.

В структуру образования входят:

  1. Образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты).
  2. Социальные группы (учителя, учащиеся, студенты).
  3. Учебный процесс (передача и усвоение знаний, умений, навыков, ценностей)

Образовательные ступени можно рассмотреть в приложении № 1 к данному модулю. Содержание образования -это знания, умения, навыки в определенном объеме по дисциплинам (предметам), которые отбираются и формируются на основе дидактических принципов.  Информация передается обучающимся по средствам слов, учебных пособий, наглядных и технических средств.