Общие понятия об организационных формах обучения химии.

Формы организации обучения (организационные формы) рассматриваются как виды согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой  в определенном порядке и режиме. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся, месту учебы, продолжительности учебных занятий и др. По первому критерию выделяются  массовые, групповые и индивидуальные формы обучения. По месту учебы различаются школьные и внешкольные формы. К первым относятся школьные занятия (уроки), работа в школьной химической лаборатории, а ко вторым – домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях и т.д. По длительности времени обучения различают классические уроки и спаренные занятия, проводимые на протяжении двух уроков, а также уроки «без звонков» произвольной длительности. Основной формой организации обучения химии до сих пор остается урок. В современной школе применяют многообразные формы обучения — уроки, учебные экскурсии, консультации, факультативные, элективные и внеурочные занятия. Однако, по- прежнему, из всех форм организации обучения первостепенное значение имеет урок. Урок – это основная форма организации учебно-воспитательного процесса. Сущность урока составляет организация учителем разнообразной работы учащихся по усвоению новых знаний, умений и навыков, в ходе которой осуществляется их воспитание и развитие. Современный урок – это урок, на котором учитель использует все возможности применения разнообразных форм организации познавательной деятельности учащихся. Организация современного урока возможна при соблюдении следующих правил: определение целей урока, типа и вида урока, отбор его содержания, выбор методов и приемов обучения, структуры урока в соответствии с поставленными целями. Любой урок призван комплексно решать триединую цель обучения – образовательную, развивающую и воспитывающую учащихся. Таким образом, характеристики урока по химии следующие:

  1. Каждый урок химии включен в расписание школы/гимназии/лицея и регламентирован временем и объемом программного учебного материала.
  2. Урок — постоянная форма организации, которая обеспечивает систематическое усвоение всеми обучаемыми программных знаний, умений и других компонентов содержания обучения.
  3. Посещение уроков для всех учащихся обязательно.

Системность урока химии проявляется в наличии таких компонентов, как: цель урока, его содержание, рационально организованная работа учителя и ученика, комплекс последовательных действий по достижению поставленных целей, единство перспективного и поурочного планирования, межпредметные и внутрипредметные связи, решение триединых задач с учетом особенностей класса и др. факторов.