Урок 7. Катализаторы и катализ

Технологические карты к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс»

( Разработки уроков по ФГОС )

Смотреть все за 9 класс

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умения определять понятие «ка­тализатор»; объяснять с приведением примеров влияние некото­рых факторов на скорость химических реакций; наблюдать и описывать реакции между веществами с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; проводить опыты, подтверждающие влияние ката­лизаторов на скорость химической реакции

Умения использовать знаково­символические средства для раскрытия сущности процессов; проводить наблюдения; создавать обобщения, делать выводы

Понимание значимости естественнонаучных знаний для решения практических задач. Умение грамотно обращаться с веще­ствами в химической лаборатории и в быту

Решаемая учебная проблема

Почему катализаторы увеличивают скорость реакции? Какова роль катализаторов в современном производстве, пищевой промышленности, медицине?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Катализаторы, ферменты, катализ, ингибиторы, антиоксиданты

Демонстрации. Лабораторные опыты

Демонстрации. Гомогенный и гетерогенный катализы. Ферментативный катализ. Ингибирование.

Лабораторные опыты. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы. Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Универсальные (электронные книги, компьютер, интерактивная доска)

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания)

Проверка домашнего задания

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъектив­ного незнания

Длительность этапа

7—10 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного

Методы обучения

Систематизирующая беседа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, корректирующая. Учитель корректирует ответы обучающихся

Основные виды деятельности учителя

Коррекция, координация деятельности обучающихся

ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Рассказ учителя. Практикум: проведение ученического эксперимента

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Понимание сущности понятий «катализ», «катализатор». Умения проводить и описывать опыты, подтверждающие влияние катализатора на скорость химической реакции. Умение адекватно воспринимать сообщения, подготовленные обучающимися

Длительность этапа

25—30 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Ученический химический эксперимент и обсуждение его результа­тов. Записи обучающихся в тетрадь

Методы обучения

Химический эксперимент. Систематизирующая беседа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная мыслительная деятельность, парная или групповая деятельность при выполнении химического эксперимента

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, консультационная, координирующая

Основные виды деятельности учителя

Координация деятельности обучающихся

ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала

Обобщение и систематизация пройденного материала

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Умение систематизировать изученный материал, применять знания в незнакомой ситуации

Длительность этапа

5—7 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Самостоятельное выполнение заданий

Методы обучения

Метод самостоятельной работы с последующей само­ или взаимопроверкой и коррекцией допущенных ошибок

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, контролирующая

Основные виды деятельности учителя

Координация деятельности обучающихся

ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока

Длительность этапа

3—5 минут

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная, коллективная

Функция / роль учителя на данном этапе

Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооценкой

Основные виды деятельности учителя

Координация деятельности обучающихся

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки. Домашнее задание с комментариями

 

 

 

Тема урока. Катализаторы и катализ.

Цель урока. Формирование понятия о катализаторах и каталитических процессах.

Проблемный вопрос урока. Почему катализаторы увеличивают скорость реакции? Какова роль катализаторов в современном производстве, пищевой промышленности, медицине?

 

ХОД УРОКА

I.  Проверка домашнего задания

Вопросы и задания

  • Что такое скорость химической реакции? Какие факторы влияют на скорость химической реакции?
  • Приведите примеры влияния различных факторов на скорость химических реакций, протекающих в повседневной жизни.

II.  Рассказ учителя. Практикум: проведение демонстрационного и ученического эксперимента

Актуализация и расширение знаний о факторах, влияющих на скорость химической реакции. Формирование понятий «катализатор», «катализ».

Изучение нового материала происходит с опорой на содержание § 5 учебника.

Еще одним фактором, влияющим на скорость химической реакции, является катализатор. Роль катализатора заключается в том, что он понижает энергию активации реакции — энергию, которую необходимо сообщить реагирующим веществам для того, чтобы они начали взаимодействовать. Кроме того, использование катализатора может привести к образованию других продуктов. Например,  аммиак  окисляется  кислородом  без  катализатора  до  азота  и  воды, а в присутствии катализатора — до оксида азота (II) и воды.

Записи в тетради

Катализаторы — вещества, изменяющие скорость реакции или путь, по которому она протекает, но остающиеся неизменными качественно и количественно по окончании реакции. Биологические катализаторы белковой природы называются ферментами.

Катализ — процесс изменения скорости химической реакции или пути, по которому она протекает.

Различают гомогенный и гетерогенный катализ, а в случае использования ферментов — ферментативный.

Благодаря ферментам люди научились печь хлеб, изготавливать сыр, вино, варить пиво. Ферменты входят также в состав стиральных порошков.

Лабораторный опыт. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и ка­талазы.

Вопросы и задания

1) Почему вспыхивает тлеющая лучинка, внесенная в верхнюю часть пробирки?

2) Дайте характеристику проделанной реакции по всем известным вам признакам классификации химических реакций.

3) Какой тип катализа вы наблюдали в ходе проведенного эксперимента?

4) Послушайте сообщение о роли катализаторов в современном производстве (индивидуальная презентация обучающегося).

Лабораторный опыт. Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах.

5) Почему при действии пероксида водорода на сырые и вареные продукты выделение кисло­рода наблюдается не во всех случаях?

6) Какой вид катализа происходит при добавлении свежеполученного морковного или картофельного сока на пероксид водорода?

7) Послушайте сообщение о роли ферментативного катализа в истории человеческой цивилизации (индивидуальная презентация обучающегося).

В некоторых случаях важно не увеличить, а, наоборот, уменьшить скорость химической реакции, например снизить скорость коррозии металлов. Для этого применяют ингибиторы.

Лабораторный опыт. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином.

8) Почему практически прекратилось выделение водорода в пробирке, содержащей уротро­пин?

9) Послушайте сообщение о роли ингибиторов в современном производстве и о роли антиок­сидантов в медицине и пищевой промышленности (индивидуальные презентации обучающихся).

10) Можно ли антиоксиданты назвать ингибиторами? Ответ мотивируйте.

I.       Обобщение и систематизация пройденного материала

Выполнение заданий № 1—2 после § 5 учебника, № 1—4 на с. 38—39 в рабочей тетради с после­дующей само­ или взаимопроверкой и, в случае необходимости, коррекцией допущенных ошибок.

II.    Подведение итогов

Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока.

Домашнее задание: § 5 до конца, выполнить задания № 6 и 8 на с. 40 в рабочей тетради.

 

 

 

Урок 6. Понятие о скорости химической реакции

Технологические карты к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс»

( Разработки уроков по ФГОС )

Смотреть все за 9 класс

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умения определять понятие

«скорость химической реакции»; объяснять с приведением приме­ров влияние некоторых факторов на скорость химических реакций; наблюдать и описывать реакции между веществами с по­мощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; проводить опыты, подтверждающие зависимость скорости химической реакции от различных факторов

Умения использовать знако­во­символические средства для раскрытия сущности процессов; проводить наблюдения; создавать обобщения, делать выводы

Понимание значимости естественнонаучных знаний для решения практических задач. Умение грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и  в быту

Решаемая учебная проблема

Как применяется понятие «время» в химии? Какие факторы влияют на скорость химической реакции? Почему необходимо знание о факторах, влияющих на скорость химической реакции?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Скорость химической реакции; факторы, влияющие на скорость хи­мической реакции

Демонстрации. Лабораторные опыты

Лабораторные опыты. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кис­лот с металлами. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка  с соляной кислотой различной концентрации. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих ве­ществ. Моделирование «кипящего слоя». Зависимость скорости хи­мической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты различ­ной температуры

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Универсальные (электронные книги, компьютер, интерактивная до­ска)

  

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания)

Проверка домашнего задания

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъективного незнания

Длительность этапа

8—13 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Устные и письменные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного

Методы обучения

Систематизирующая беседа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, корректирующая. Учитель корректирует ответы обучающихся

Основные виды деятельности учителя

Коррекция, координация деятельности обучающихся

ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Диалог на уроке. Практикум: проведение ученического эксперимента

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Понимание сущности понятия «скорость химической реакции». Умения проводить и описывать опыты, подтверждающие зависимость скорости химической реакции от различных факторов

Длительность этапа

20—25 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Ученический химический эксперимент и обсуждение его результатов. Записи обучающихся в тетрадь

Методы обучения

Химический эксперимент. Систематизирующая беседа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная мыслительная деятельность, парная или групповая деятельность при выполнении химического эксперимента

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, консультационная, координирующая

Основные виды деятельности учителя

Координация деятельности обучающихся

ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала

Обобщение и систематизация пройденного материала

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Умение систематизировать изученный материал, применять знания в незнакомой ситуации

Длительность этапа

10—15 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Самостоятельное выполнение заданий

Методы обучения

Метод самостоятельной работы с последующей само­ или взаимопро­веркой и коррекцией допущенных ошибок

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, контролирующая

Основные виды деятельности учителя

Координация и контроль за деятельностью обучающихся

ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока

Длительность этапа

3—5 минут

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная, коллективная

Функция / роль учителя на данном этапе

Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооценкой

Основные виды деятельности учителя

Координация деятельности обучающихся

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их са­мооценки. Домашнее задание с комментариями

 

Тема урока. Понятие о скорости химической реакции.

Цель урока. Формирование понятия о скорости химической реакции, выявление факторов, от которых она зависит.

Проблемный вопрос урока. Как применяется понятие «время» в химии? Какие факторы влияют на скорость химической реакции? Почему необходимо знание о факторах, влияющих на скорость химической реакции?

 

 

 

ХОД УРОКА

I.  Проверка домашнего задания

Вопросы и задания

  • По каким признакам можно классифицировать химические реакции?
  • Дайте полную классификационную характеристику следующих химических процессов: а) горению серы; б) разложению карбоната кальция; в) взаимодействию цинка с соляной кислотой; г) взаимодействию между растворами гидроксида натрия и серной кислоты.

II.  Диалог на уроке. Практикум: проведение ученического эксперимента

Формирование понятия «скорость химической реакции». Выявление факторов, влияющих на скорость химической реакции.

Изучение нового материала происходит с опорой на содержание § 4 учебника.

Вопросы и задания

1) Как, по вашему мнению, понятие «время» применяется в химии?

2) Приведите известные вам из повседневной жизни примеры реакций, протекающих быстро и медленно.

3) Попробуйте сформулировать, что такое скорость химической реакции.

Лабораторный опыт. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами.

4) Сделайте выводы о влиянии  природы  реагентов  на  скорость  взаимодействия кислоты с металлом.


Лабораторный опыт. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реаги­рующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации.

Лабораторный опыт. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ.

Лабораторный опыт. Моделирование «кипящего слоя».

5) Почему использование метода «кипящего слоя» позволяет увеличить скорость химиче­ской реакции?

Лабораторный опыт. Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты различной температуры.

6) Приведите примеры влияния температуры на известные вам из личного опыта химические процессы.

I.       Обобщение и систематизация пройденного материала

Выполнение заданий № 4—7 после § 4 учебника с последующей само­ или взаимопроверкой и, в случае необходимости, коррекцией допущенных ошибок.

II.    Подведение итогов

Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока.

Домашнее задание: § 4 до конца, выполнить задания № 8 после § 4 учебника, № 3 и 5—6 на с. 35—36 в рабочей тетради.

 

 

 

Урок 4. Периодический закон и Периодическая система химических элементов в свете учения о строении атома

Технологические карты к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс»

( Разработки уроков по ФГОС )

Смотреть все за 9 класс

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умения определять физический смысл порядкового номера химического элемента, номера периода, номера группы; понимать смысл явления периодичности изменения свойств химических элементов с ростом заряда ядра атомов; определять закономерности изменения свойств химиче­ских элементов и их соединений в малых периодах и в главных подгруппах; аргументировать отнесение Периодического  закона к естественной классификации; понимать объясняющую, обобщающую и прогностическую функции Периодического закона Д. И. Менделеева

Умения осуществлять моделиро­вание с выделением существенных характеристик объекта

и представлением их в прост­ранственно­графической или знаково­символической форме; различать естественную и искус­ственную классификации; устанавливать причинно­следственные связи, создавать обобщения, делать выводы; интерпретировать и использовать информацию, представленную в таблич­ной форме

Понимание единства естественнонаучной картины мира

Решаемая учебная проблема

Каково значение Периодического закона Д. И. Менделеева для развития современного естествознания?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева; физический смысл номера элемента, номера периода, номера группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах

Демонстрации. Лабораторные опыты

Демонстрации. Различные формы таблиц Периодической системы. Лабораторные опыты. Моделирование построения Периодической системы Д. И. Менделеева

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Универсальные (электронные книги, компьютер, интерактивная доска)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания)

Проверка домашнего задания

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъектив­ного незнания

Длительность этапа

5—10 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Устные и письменные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного

Методы обучения

Систематизирующая беседа

Форма организации деятельно­сти обучающихся

Коллективная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, корректирующая. Учитель корректирует ответы обучающихся

Основные виды деятельности учителя

Коррекция, координация деятельности обучающихся

 

 

 

ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Диалог на уроке

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Осознанное восприятие информации. Обобщение и систематизация знаний о строении атома и Периодическом законе Д. И. Менделеева. Умение адекватно воспринимать сообщения, подготовленные обуча­ющимися

Длительность этапа

25—30 минут

Основной вид учебной деятельно сти, направленный на формиро­вание данного образовательного результата

Ответы обучающихся на вопросы учителя. Обсуждение сказанного, записи обучающихся в тетрадь. Моделирование построения Периодической системы Д. И. Менделеева

Методы обучения

Лекция с элементами проблематизации. Систематизирующая беседа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, консультационная, координирующая

Основные виды деятельности учителя

Координация деятельности обучающихся

ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала

Обобщение и систематизация пройденного материала

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Умение систематизировать изученный материал, применять знания в незнакомой ситуации

Длительность этапа

10—15 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Самостоятельное выполнение заданий

Методы обучения

Самостоятельная работа с последующей само­ или взаимопроверкой и коррекцией допущенных ошибок

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная и коллективная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, контролирующая, корректирующая

Основные виды деятельности учителя

Координация, контроль, коррекция (в случае необходимости) деятельности обучающихся

ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока

Длительность этапа

3—5 минут

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная, коллективная

Функция / роль учителя на данном этапе

Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооцен­ кой

Основные виды деятельности учителя

Координация деятельности обучающихся

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их са­ мооценки. Домашнее задание с комментариями

 

Тема  урока.  Периодический  закон  и  Периодическая  система  химических  элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома.

Цель урока. Обобщение знаний о строение атома, химических элементах и их классифика­ции. Формирование умения раскрывать научное и мировоззренческое значение Периодического закона.

Проблемный вопрос урока. Каково значение Периодического закона Д.И.Менделеева для развития современного естествознания?

 

 

 

 

ХОД УРОКА

I.  Проверка домашнего задания

Вопросы и задания

  • Какие вещества называют амфотерными? Приведите примеры амфотерных оксидов и ги­дроксидов.
  • Как практически можно доказать, что гидроксид алюминия обладает амфотерными свой­ствами? Составьте соответствующие уравнения реакций.

II.  Диалог на уроке

Актуализация знаний обучающихся о строении атома и Периодической системе Д. И. Менделеева.

Новый учебный материал раскрывается с опорой на содержание § 3 учебника.

Вопросы и задания

1) Послушайте сообщение об истории открытия Периодического закона (индивидуальная презентация обучающегося).

Лабораторный опыт. Моделирование построения Периодической системы Д. И. Менделеева.

2) Сформулируйте выявленную закономерность изменения свойств химических элементов и их соединений в виде закона.

3) Объясните причину несоответствия относительных атомных масс аргона и калия их расположению по общности свойств элементов.

4) Используя современную терминологию, перечислите закономерности изменения свойств химических элементов и их соединений, проявляемые в пределах периодов (металлические и не­ металлические свойства, высшая степень окисления, степень окисления в летучих водородных соединениях, осно́вные и кислотные свойства высших оксидов и соответствующих гидроксидов

Записи в тетради

Периодический закон Д.И.Менделеева (1869 г.): свойства химических элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от относительных атомных масс элементов.

Современная формулировка Периодического закона: свойства химических элемен­тов и их соединений находятся в  периодической  зависимости  от  зарядов  их  атомных  ядер

5) Каков физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы?

6) Чем можно объяснить периодичность в изменении свойств элементов и их соединений?

7) Послушайте сообщение об истории открытия галлия и германия — химических элемен­тов, существование которых было предсказано Д. И. Менделеевым (индивидуальная презентация обучающегося).

8) Охарактеризуйте объясняющую, обобщающую и прогностическую функции Периодического закона Д.И.Менделеева.

I.       Обобщение и систематизация пройденного материала

Выполнение заданий № 2—4, 10 после § 3 учебника с последующей само­ или взаимопроверкой и, в случае необходимости, коррекцией допущенных ошибок.

II.    Подведение итогов

Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока.

Домашнее задание: § 3, выполнить задания: № 5—8, 11 после § 3, № 8—9 на с. 29—30 в рабочей тетради.

 

 

 

Урок 5. Классификация химических реакций

Технологические карты к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс»

( Разработки уроков по ФГОС )

Смотреть все за 9 класс

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умения характеризовать хими­ческие реакции по различным признакам; составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций; определять окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; наблюдать и описывать реакции между веществами с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии

Умения использовать знако­ во­символические средства для раскрытия сущности процессов; осуществлять классификацию; проводить наблюдения; делать выводы

Понимание значимости естест­веннонаучных знаний для решения практических задач. Умение грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и  в быту

Решаемая учебная проблема

По каким признакам можно классифицировать химические реакции?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Реакции соединения, разложения, обмена, замещения; реакции нейтрализации; экзотермические и эндотермические реакции; обратимые и необратимые реакции; окислительно­восстановительные реакции; гомогенные и гетерогенные реакции; каталитические и некаталитические реакции; тепловой эффект химической реакции

Демонстрации. Лабораторные опыты

Лабораторные опыты. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II)

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Универсальные (электронные книги, компьютер, интерактивная доска)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания)

Проверка домашнего задания

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъективного незнания. Умение адекватно воспринимать сообщения, подготовленные обучающимися

Длительность этапа

7—12 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного

 

 

 

Методы обучения

Систематизирующая беседа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, корректирующая. Учитель корректирует ответы обучающихся

Основные виды деятельности учителя

Коррекция, координация деятельности обучающихся

ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Диалог на уроке. Практикум: проведение ученического эксперимента

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Умения проводить, описывать и классифицировать химические реакции по различным признакам

Длительность этапа

20—25 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Ученический химический эксперимент и обсуждение его результатов. Записи обучающихся в тетрадь

Методы обучения

Химический эксперимент. Систематизирующая беседа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная мыслительная деятельность, парная или групповая деятельность при выполнении химического эксперимента

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, консультационная, координирующая

Основные виды деятельности учителя

Координация деятельности обучающихся

ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала

Обобщение и систематизация пройденного материала

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Умение классифицировать химические реакции по различным признакам

Длительность этапа

10—15 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Самостоятельное выполнение заданий

Методы обучения

Метод самостоятельной работы с последующей само­ или взаимопроверкой и коррекцией допущенных ошибок

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на дан­ном этапе

Организаторская, контролирующая

Основные виды деятельности учителя

Координация и контроль за деятельностью обучающихся

ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока

Длительность этапа

3—5 минут

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная, коллективная

Функция / роль учителя на данном этапе

Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооценкой

Основные виды деятельности учителя

Координация деятельности обучающихся

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки. Домашнее задание с комментариями

 

Тема урока. Классификация химических реакций.

Цель урока. Обобщение знаний о классификации химических реакций по различным признакам.

Проблемный вопрос урока. По каким признакам можно классифицировать химические ре­акции?

 

 

 

 

ХОД УРОКА

I.  Проверка домашнего задания

Вопросы и задания

  • Сформулируйте Периодический закон Д. И. Менделеева. Как современная формулировка закона соотносится с формулировкой, данной Д. И. Менделеевым?
  • Объясните физический смысл порядкового номера химического элемента, номера периода и номера группы, в которой находится химический элемент.
  • Объясните физический смысл явления периодичности в изменении свойств химических элементов и их соединений.
  • Докажите, что Периодический закон Д. И. Менделеева выполняет объясняющую, обобщающую и предсказательную функции. Приведите примеры, иллюстрирующие эти функции у других законов, известных вам из курсов химии, физики и биологии.

II.  Диалог на уроке. Практикум: проведение ученического эксперимента

Актуализация знаний обучающихся о химических реакциях и их классификации по раз­личным признакам.

Изучение нового материала происходит с опорой на содержание § 4 учебника.

Вопросы и задания

  • Что такое химическая реакция? В чем заключается сущность химической реакции?
  • По каким признакам можно судить о протекании химической реакции?
  • По каким признакам можно классифицировать химические реакции?

Лабораторный опыт. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II).

  • Опишите признаки протекания реакции взаимодействия железа с раствором сульфата меди (II).
  • Составьте уравнения наблюдаемой реакции в молекулярной и ионной формах.
  • Рассмотрите наблюдаемую реакцию с точки зрения окислительно­восстановительных процессов.
  • Дайте характеристику наблюдаемой реакции по следующим признакам: а) число и состав исходных веществ и продуктов реакции; б) обратимость; в) тепловой эффект; г) изменение степеней окисления элементов; д) агрегатное состояние реагирующих веществ; е) участие катализа­тора.

III.       Обобщение и систематизация пройденного материала

Выполнение заданий № 1—3 после § 4 учебника с последующей само­ или взаимопроверкой и, в случае необходимости, коррекцией допущенных ошибок.

IV.    Подведение итогов

Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока.

Домашнее задание: § 5 (до слов «Мы подошли к очень важному понятию…»), выполнить задания № 1—8 на с. 31—33 в рабочей тетради

 

 

 

Урок 3. Характеристика химического элемента по кислотно-осно́вным свойствам. Амфотерные оксиды и гидроксиды

Технологические карты к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс»

Смотреть все за 9 класс

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умения определять понятия

«амфотерные соединения»,

«переходные металлы»; проводить опыты, характеризовать химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов, подтверждающие химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов; проводить опыты по получению и подтверждению хи­мических свойств амфотерных гидроксидов с соблюдением правил техники безопасности, на­блюдать и описывать реакции между веществами с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии

Умения использовать знако­во­символические средства для решения задач, проводить на­блюдения, создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию, де­лать выводы

Понимание значимости естест­веннонаучных и математических знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач. Умение грамотно обращаться с химическими веществами в химической лаборатории и в быту

Решаемая учебная проблема

Могут ли оксиды и гидроксиды некоторых металлов проявлять как осно́вные, так и кислотные свойства?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Амфотерные оксиды и гидроксиды, переходные металлы

Демонстрации. Лабораторные опыты

Лабораторные опыты. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Универсальные (электронные книги, компьютер, интерактивная доска)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания)

Проверка домашнего задания

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъективного незнания

Длительность этапа

5—10 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Устные и письменные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного

Методы обучения

Систематизирующая беседа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, корректирующая. Учитель корректирует ответы обучающихся

Основные виды деятельности учителя

Коррекция, координация деятельности обучающихся

ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Химический эксперимент. Диалог на уроке

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Возникновение познавательных мотивов. Понимание сущности ам­фотерных свойств оксидов и гидроксидов

Длительность этапа

25—30 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Выполнение лабораторных опытов и обсуждение их результатов. Записи обучающихся в тетрадь

Методы обучения

Химический эксперимент. Систематизирующая беседа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная мыслительная деятельность, парная или групповая деятельность при проведении лабораторного опыта

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, консультационная, координирующая

Основные виды деятельности учителя

Координация деятельности обучающихся

 

 

 

ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала

Систематизация пройденного материала

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Умение характеризовать амфотерные свойства оксидов и гидрокси­дов химических элементов

Длительность этапа

25—30 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Самостоятельное выполнение заданий

Методы обучения

Самостоятельная работа с последующей само­ или взаимопроверкой и коррекцией допущенных ошибок

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная и коллективная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, контролирующая, корректирующая

Основные виды деятельности учителя

Координация, контроль, коррекция деятельности обучающихся

ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока

Длительность этапа

3—5 минут

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная, коллективная

Функция / роль учителя на данном этапе

Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооцен­кой

Основные виды деятельности учителя

Координация деятельности обучающихся

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки. Домашнее задание с комментариями

 

 

 

Тема  урока.  Характеристика  химического  элемента  по  кислотно­осно́вным  свойствам. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Цель урока. Формирование понятия об амфотерности. Формирование умения давать харак­теристику элемента на примере переходного металла.

Проблемный вопрос урока. Могут ли оксиды и гидроксиды некоторых металлов проявлять как осно́вные, так и кислотные свойства?

 

ХОД УРОКА

I.  Проверка домашнего задания

Вопросы и задания

Дайте характеристику химических элементов: а) кальция; б) серы.

 

II.  Химический эксперимент. Диалог на уроке

Актуализация знаний обучающихся о классификации и свойствах гидроксидов и о генетической связи между классами неорганических веществ. Формирование понятия «амфотерность».

Новый учебный материал раскрывается с опорой на содержание § 2 учебника.

Лабораторный опыт. Получение гидроксида цинка и изучение его свойств.

Вопросы и задания

1) О каком свойстве гидроксида цинка свидетельствует его взаимодействие а) с азотной кис­лотой; б) с гидроксидом натрия?

2) Почему для получения амфотерного гидроксида цинка из раствора его соли раствор щело­чи следует приливать осторожно, по каплям?

3) Составьте уравнения реакций, подтверждающих амфотерные свойства оксида цинка.

4) Какие свойства — кислотные,  осно́вные  или  амфотерные  —  будут  проявлять  оксид  и гидроксид переходного металла хрома с низшей, высшей и промежуточной степенью окисления?

I.       Обобщение и систематизация пройденного материала

Выполнение заданий № 2 и 4 после § 2 учебника с последующей само­ или взаимопроверкой и, в случае необходимости, коррекцией допущенных ошибок.

II.    Подведение итогов

Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока.

Домашнее задание: § 2, выполнить задания № 3 после § 2, № 4 на с. 18—19 в рабочей те­тради.

Подготовить карточки для элементов с порядковыми номерами от 1 до 20 с указанием химического символа, относительной атомной массы, формулой высшего оксида, формулой летучего водородного соединения.