ХИМИЯ – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,
величайшие завоевания разума будут сделаны
именно в этой области.(М. ГОРЬКИЙ)
Элективный (специальный) курс «Решение задач по химии» ориентирован на выпускные классы учеников имеющих высокий уровень знаний по химии и повышенный интерес к данному предмету.
Цель: повысить знания о методах решения расчетных задач, овладеть последовательностью решения задач разного уровня сложности.
Задачи:
В конце курса ученик сможет решать задачи входящие в школьную программу, а так же задачи используемые на олимпиадах по химии. Программа этого курса построена в строго определенной последовательности:
Помимо традиционных методов проведения занятий приветствуется мозговой штурм, коллективный поиск, урок-состязание, урок-творчество.
Методы работы включают коллективный способ занятий, групповую форму обучения, индивидуальную, сочетание групповой и индивидуальной форм обучения, а также дифференцированное обучение.
Программа курса представляется особо интересной. При малом количестве часов, отведенных на изучение химии, расширяет возможность совершенствования умений учеников решать расчетные задачи различного уровня сложности - углубляет знания. В процессе занятий применяется сочетание постоянного внешнего контроля с самоконтролем и взаимоконтролем. В конце курса проводится итоговый контроль (групповой или индивидуальный). Результат признается удовлетворительным, если учащиеся выполнили не менее 70% заданий, оценка «хорошо» — не менее 85% заданий, оценка «отлично» — 95-100% заданий.
Метод решения расчетных задач включает в себя:
Типы расчетных задач включают в себя:
Основные химические формулы для решения задач.
Физическая величина |
Размеренность физической величины |
Формулы для вычисления |
|
|
название |
обозначение |
|||
Масса вещества |
m (г) |
1мг = 103г. 1кг = 103г. |
m = M*n m = p*V m(вещ.)=m(р-ра)* w m(р-ра)=V(р-ра)*p |
|
Молярная масса |
М |
г/моль(масса 1 моль вещества) |
M = m/n M = Mr M = Ar (для простых веществ) |
|
Число структурных единиц |
N |
(атомов, ионов, частиц, формульных единиц Ф.Е.) |
N = NA*n |
|
Постоянная Авогадро |
NA |
(частиц/моль) |
сonst = 6,02*1023 |
|
Молярный объем |
Vm |
л/моль (число 1 моль газообразного вещества в нормальных условиях (н.у.) |
const = 22,4 |
|
Объем газа при н.у. |
V |
л = 1 дм3 1 мл=1см3=103мл 1 м3 =103л = 106 мл |
V = Vm*n V = m(р-ра)/p V(газа) = n*Vm |
|
Количество вещества |
n |
Моль, 1 ммоль = 103 моль, 1 кмоль = 103 моль |
n = m/M n = N/NA n(газа) = V/Vm |
|
Масса молекулы |
mM |
кг (формульная единица) |
mM = Mr*u |
|
Относительная молекулярная (формульная) масса вещества |
Mr |
|
Mr(AxBy)=m(AB)/u Mr(AxBy)=x*Ar(A) + y*Ar(B) |
|
плотность |
p |
г/мл, 1кг/м3 = 103г/мл |
p(р-ра)=m(р-ра)/V(р-ра) p(газа)=m/Vm |
|
Относительная плотность газа А по газу В |
D DB(A) |
величина безразмерная |
DB(A)=M(А)/М(В) |
|
Массовая доля элемента в соединении |
w |
величина безмерная |
w(Э) = А(Э)*N/М где А(Э) - атомная масса элемента N – число атомов элемента в соединении |
|
вещества в растворе (смеси) |
w = m(вещ.)/m(р-ра) |
|||
Масса атома (абсолютная) |
ma |
кг |
ma=Ar*u |
|
Атомная единица массы |
u а.е.м. |
кг |
U=1/12*ma(12C) const=1.66*10-27 |
|
Относительная атомная масса элемента |
Ar |
|
Ar = ma/u |
Ученики применяют правила нахождения в химической лаборатории, приемы работы, совершенствуют навыки обращения с реактивами, химической посудой, приборами. От учеников требуется тщательный и постоянный учет проведенных работ, наблюдений. Всю проделанную работу ученики должны записать в рабочую тетрадь по форме, разработанной учителем. В отчет должны входить условия выполнения реакций, уравнения проведенных химических реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном видах, для окислительно-восстановительных реакций — схемы электронно-ионного баланса. В отчетах должны быть указаны наблюдения и выводы учеников. В описание работ по количественному анализу включают химическую сущность метода, краткий ход анализа, расчеты. Учитель проверяет правильность оформления записей в рабочих тетрадях и отчетах по выполнению индивидуальных контрольных заданий, разбирает ошибки. Особенностью курса является его практическая направленность. Большое внимание в курсе уделено изучению тех веществ, которые окружают школьников в повседневной жизни.
У учеников при решении расчетных химических задач возникают затруднения, связанные именно со спецификой химической науки. Затруднения вызваны тем, что химические расчеты требуют использования особой величины, «количество вещества», и ее единицы – моля. Важно учитывать, что для понимания этой величины очень мало объяснений, что не предусматривает принцип реализации доступности. Эти отстраненные понятия труднодоступны для учеников, так как они не имеют сходства в других, предшествующих химии предметах. Более рационален физико-математический путь решения, когда все расчеты производят сначала в буквенных выражениях, а потом подставляются числовые значения. Доминирование сложных задач не мотивирует, а, наоборот, снижает уровень мышления и не приносят пользы. Эта ситуация ставит перед учителем свою задачу – оптимально подобрать адекватные задачи, решение которых принесет ученикам удовлетворение от преодоления трудностей.
Литература:
1. Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий. // Специалист. 1992. — № 2. С. 5-6.
2. Педагогическое творчество в школе./под ред. В.Ф. Кривошеева. — М. 1992
3. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. — Краснодар, 2000. 352 с.
4. Гин А. Приемы педагогической техники. — «Вита-Пресс». М. — 1999.
5. Данилова А.Г. Как организовать и провести урок-исследование. / Химия в школе. — 1999, № 7. — С. 21-24.
6. Штемплер Г.И. Химия на досуге. — М.: Просвещение, 1993