ЭЛЕКТИВНЫЙ МЕТОД «РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ».

Элективный (специальный) курс «Решение задач по химии» ориентирован на выпускные  классы учеников имеющих высокий уровень знаний по химии и  повышенный интерес к данному предмету.

Цель: повысить знания о методах решения расчетных задач, овладеть последовательностью решения задач разного уровня сложности.

Задачи:

  • предоставить возможность ученикам реализовывать интерес к химии и применению знаний о веществах при решении расчетных задач;
  • развивать самостоятельность и творчество при решении задач;
  • обучить основным подходам к решению нестандартных химических задач, выбору наиболее рациональных способов расчета;
  • подготовить учащихся к олимпиаде и выпускным экзаменам;
  • помочь сознательному выбору профессии.

В конце курса  ученик сможет решать задачи входящие в школьную программу, а так же задачи используемые на олимпиадах по химии. Программа этого курса построена в строго определенной последовательности:

  1. во-первых – рассмотрение и изучение методов решения расчетных задач,
  2. во-вторых – решение разных типов расчетных задач с помощью этих методов.

Помимо традиционных методов проведения занятий приветствуется мозговой штурм, коллективный поиск, урок-состязание, урок-творчество.

Методы работы включают коллективный способ занятий, групповую форму обучения, индивидуальную, сочетание групповой и индивидуальной форм обучения, а также дифференцированное обучение.

Программа курса представляется особо интересной. При малом количестве часов, отведенных на изучение химии, расширяет возможность совершенствования умений учеников решать расчетные задачи различного уровня сложности - углубляет знания. В процессе занятий применяется сочетание постоянного внешнего контроля с самоконтролем и взаимоконтролем. В конце курса проводится итоговый контроль (групповой или индивидуальный). Результат признается удовлетворительным, если учащиеся выполнили не менее 70% заданий, оценка «хорошо» — не менее 85% заданий, оценка «отлично» — 95-100% заданий.

Метод решения расчетных задач включает в себя:

  1. метод определения формул неорганических и органических веществ;
  2. метод поэтапного расчета;
  3. прямой алгебраический метод;
  4. метод решения с использованием систем уравнений;
  5. метод пропорционального расчета.

Типы расчетных задач включают в себя:

  1. классы неорганических соединений (оксиды, основания, кислоты, соли);
  2. массовая доля элемента в соединении;
  3. задачи на определение формул неорганических веществ;
  4. классификация органических соединений;
  5. задачи на определение формул органических соединений;
  6. химические свойства классов неорганических соединений;
  7. расчеты по уравнениям химических реакций;
  8. расчеты по уравнениям химических реакций, когда один из реагентов дан в избытке;
  9. массовая доля растворенного вещества;
  10. растворимость;
  11. задачи на растворы;
  12. расчеты по уравнениям химических реакций, когда один из реагентов содержит примеси;
  13. выход химической реакции;
  14. использование системы математических уравнений при решении расчетных химических задач;
  15. задачи на смеси;
  16. химическое равновесие;
  17. тепловой эффект химической реакции;
  18. расчеты по термохимическим уравнениям;
  19. задачи на определение скорости химической реакции;
  20. электролиз растворов и расплавов солей;
  21. задачи на электролиз;
  22. комбинированные задачи.

 

 

 

Основные химические формулы для решения задач.

Физическая величина

Размеренность физической величины

Формулы для вычисления

 

название

обозначение

Масса вещества

m (г)

1мг = 103г.

1кг = 103г.

m = M*n

m = p*V

m(вещ.)=m(р-ра)* w

m(р-ра)=V(р-ра)*p

Молярная масса

М

г/моль(масса 1 моль вещества)

M = m/n

M = Mr

M = Ar (для простых веществ)

Число структурных единиц

N

(атомов, ионов, частиц, формульных единиц Ф.Е.)

N = NA*n

Постоянная Авогадро

NA

 (частиц/моль)

сonst = 6,02*1023

Молярный объем 

Vm

л/моль (число 1 моль газообразного вещества в нормальных условиях (н.у.)

const = 22,4

Объем газа при н.у.

V

л = 1 дм3

1 мл=1см3=103мл

1 м3 =103л = 106 мл

V = Vm*n

V = m(р-ра)/p

V(газа) = n*Vm

Количество вещества

n

Моль,

1 ммоль = 103 моль,

1 кмоль = 103 моль

n = m/M

n = N/NA

n(газа) = V/Vm

Масса молекулы

mM

кг (формульная единица)

mM = Mr*u

Относительная молекулярная (формульная) масса вещества

Mr

 

Mr(AxBy)=m(AB)/u

Mr(AxBy)=x*Ar(A) + y*Ar(B)

плотность

p

г/мл, 1кг/м3 = 103г/мл

p(р-ра)=m(р-ра)/V(р-ра)

p(газа)=m/Vm

Относительная плотность газа А по газу В

D

DB(A)

величина безразмерная

DB(A)=M(А)/М(В)

Массовая доля

элемента в соединении

w

величина безмерная

w(Э) = А(Э)*N/М

где А(Э) - атомная масса элемента

N – число атомов элемента в соединении

вещества в растворе (смеси)

w = m(вещ.)/m(р-ра)

Масса атома (абсолютная)

ma

кг

ma=Ar*u

Атомная единица массы

u

а.е.м.

кг

U=1/12*ma(12C)

const=1.66*10-27

Относительная атомная масса элемента

Ar

 

Ar = ma/u

 

 

Ученики применяют правила нахождения в химической лаборатории, приемы работы, совершенствуют навыки обращения с реактивами, химической посудой, приборами. От учеников требуется тщательный и постоянный учет проведенных работ, наблюдений. Всю проделанную работу ученики должны записать в рабочую тетрадь по форме, разработанной учителем. В отчет должны входить условия выполнения реакций, уравнения проведенных химических реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном видах, для окислительно-восстановительных реакций — схемы электронно-ионного баланса. В отчетах должны быть указаны наблюдения и выводы учеников. В описание работ по количественному анализу включают химическую сущность метода, краткий ход анализа, расчеты. Учитель проверяет правильность оформления записей в рабочих тетрадях и отчетах по выполнению индивидуальных контрольных заданий, разбирает ошибки. Особенностью  курса является его практическая направленность. Большое внимание в курсе уделено изучению тех веществ, которые окружают школьников в повседневной жизни.

У учеников при решении расчетных химических задач возникают затруднения, связанные именно со спецификой химической науки. Затруднения вызваны тем, что химические расчеты требуют использования особой величины, «количество вещества», и ее единицы – моля.  Важно учитывать, что для понимания этой величины очень мало объяснений, что не предусматривает принцип реализации доступности. Эти отстраненные понятия труднодоступны для учеников, так как они не имеют сходства в других, предшествующих химии предметах. Более рационален физико-математический путь решения, когда все расчеты производят сначала в буквенных выражениях, а потом подставляются числовые значения. Доминирование сложных задач не мотивирует, а, наоборот, снижает уровень мышления и не приносят пользы. Эта ситуация ставит перед учителем свою задачу – оптимально подобрать адекватные задачи, решение которых принесет ученикам удовлетворение от преодоления трудностей.

 

 

 

Литература: 
1. Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий. // Специалист. 1992. — № 2. С. 5-6. 
2. Педагогическое творчество в школе./под ред. В.Ф. Кривошеева. — М. 1992 
3. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. — Краснодар, 2000. 352 с. 
4. Гин А. Приемы педагогической техники. — «Вита-Пресс». М. — 1999. 
5. Данилова А.Г. Как организовать и провести урок-исследование. / Химия в школе. — 1999, № 7. — С. 21-24. 
6. Штемплер Г.И. Химия на досуге. — М.: Просвещение, 1993