Современные образовательные технологии

Информационно-компьютерные технологии в обучении. Информационная грамотность. Этические проблемы образования. Системы управления обучением.

 

 

 

Стремительные изменения и усложнение современного мира ставят новые задачи и предъявляют новые требования к системе образования.  Большинство современных российских учебных заведений оснащены компьютерами и доступом к сети Интернет. В данной теме рассматриваются теоретические подходы и наиболее распространенные примеры использования ИКТ в образовании.

ИКТ и дистанционные технологии обучения позволяют обеспечить студентов электронными образовательными ресурсами для самостоятельной работы, задачами для самостоятельной работы, реализовать индивидуальный подход к каждому студенту.

Одной из основных теоретических задач современной педагогики является понимание роли компьютера как когнитивного инструмента, т.е. расширяющего возможности разума. Задача педагогики состоит в том, чтобы  компьютер стал помощником мыслительного процесса,  но не заменял его. Поэтому в качестве концептуальной основы современной педагогики лежит задача обучения знаниям по поиску информации и применению ее.

Учебные заведения во всем мире используют разнообразный набор инструментов ИКТ для общения, создания, распространения, хранения и управления информацией. В некоторых контекстах ИКТ также стали неотъемлемой частью взаимодействия между учителем и учеником, которое предусматривает не только использование интерактивных упражнений и перенос части занятий в дистанционный формат.

Важным изменением в последние десятилетия стало усиление внимания творчеству и общению с реальной аудиторией, а не только с учителем. Интернет является не только средой, которую учащиеся могут использовать для своего обучения, но также важно развитие навыков по созданию и добавлению собственного контента. В процессе обучения учащиеся  (студенты, слушатели) могут использовать различные инструменты для создания собственного контента и делиться им с широкой аудиторией. Примером являются блоги, Викитехнологии, подкасты и цифровые видео. Некоторые преподаватели используют блоги для создания сообщества в процессе изучения дисциплины, что позволяет обмениваться многочисленными ресурсами и идеями со своими студентами и поощрять их делать то же самое. В процессе обучения также может использоваться программное обеспечение для редактирования фильмов, такое как Apple iMovie и Microsoft MovieMaker, для представления творческих результатов. Размещение видео имеет не только задачу развития технических и презентационных навыков, но и усиливает мотивацию учащихся, поскольку дает возможность внешней оценки  проведенной работы.

Однако новые возможности  сопровождаются и новыми проблемами обучения, которые должны быть решены в формальном образовании. Одним из вопросов является распространение грамотности, в том числе и информационной. Задача преподавателя в данном контексте заключается также в развитии навыков поиска соответствующей информации и интерпретации её смысла в контексте цели.  Контент в Интернете может быть не только ценностно несбалансированным, но и содержать ложную или непроверенную информацию. Эти вопросы вызывают озабоченность у педагогов и общества.

 Учащиеся должны осознавать ответственность, которую они несут в отношении интеллектуальной собственности других лиц (например, материалов, защищенных авторским правом), когда они создают свои собственные творческие работы.

Еще один вопрос, связанный с содержанием - плагиат. Учащиеся могут легко найти хорошо написанный материал для эссе. Это одновременно и вызов для педагога и новые возможности. Поскольку информация широко доступна,  педагог должен ставить задачи, выходящие за рамки простого изложения материала. 

Еще одной задачей педагога является этическое просвещение. Учащиеся должны научиться действовать ответственно в Интернете, понимать, что всякое оставленное сообщение в открытом доступе может поставить под угрозу их репутацию и личную безопасность. Таким образом, Интернет предлагает широкие образовательные возможности, но также требует большего развития, чем когда-либо прежде, в критическом мышлении и социальных компетенциях.  Учащиеся должны быть осведомлены о  юридических правах и обязанностях, связанных с их действиями в Интернете.

Система управления обучением - это онлайновая система, которая может использоваться для представления учебных материалов, задач и мероприятий, а также оценок и отслеживания прогресса в обучении. Такая система представляет собой интегрированный и настраиваемый портал для цифровых аспектов курса обучения. Наиболее популярный пример такой системы, используемый на территории РФ - Moodle. В такой системе преподаватель представляет материалы для обучения, ссылки на онлайн-контент, цифровое видео, подкасты и презентации, а также тесты,  дискуссионные форумы или любые из когнитивных инструментов, таких как программное обеспечение для картирования концепций.

Для средних школ системы управления обучением создают возможность изменения системы обучения, когда основная часть переносится на самостоятельную работу.