Урок 7. Катализаторы и катализ

Технологические карты к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс»

( Разработки уроков по ФГОС )

Смотреть все за 9 класс

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умения определять понятие «ка­тализатор»; объяснять с приведением примеров влияние некото­рых факторов на скорость химических реакций; наблюдать и описывать реакции между веществами с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; проводить опыты, подтверждающие влияние ката­лизаторов на скорость химической реакции

Умения использовать знаково­символические средства для раскрытия сущности процессов; проводить наблюдения; создавать обобщения, делать выводы

Понимание значимости естественнонаучных знаний для решения практических задач. Умение грамотно обращаться с веще­ствами в химической лаборатории и в быту

Решаемая учебная проблема

Почему катализаторы увеличивают скорость реакции? Какова роль катализаторов в современном производстве, пищевой промышленности, медицине?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Катализаторы, ферменты, катализ, ингибиторы, антиоксиданты

Демонстрации. Лабораторные опыты

Демонстрации. Гомогенный и гетерогенный катализы. Ферментативный катализ. Ингибирование.

Лабораторные опыты. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы. Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Универсальные (электронные книги, компьютер, интерактивная доска)

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания)

Проверка домашнего задания

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъектив­ного незнания

Длительность этапа

7—10 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного

Методы обучения

Систематизирующая беседа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, корректирующая. Учитель корректирует ответы обучающихся

Основные виды деятельности учителя

Коррекция, координация деятельности обучающихся

ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Рассказ учителя. Практикум: проведение ученического эксперимента

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Понимание сущности понятий «катализ», «катализатор». Умения проводить и описывать опыты, подтверждающие влияние катализатора на скорость химической реакции. Умение адекватно воспринимать сообщения, подготовленные обучающимися

Длительность этапа

25—30 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Ученический химический эксперимент и обсуждение его результа­тов. Записи обучающихся в тетрадь

Методы обучения

Химический эксперимент. Систематизирующая беседа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная мыслительная деятельность, парная или групповая деятельность при выполнении химического эксперимента

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, консультационная, координирующая

Основные виды деятельности учителя

Координация деятельности обучающихся

ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала

Обобщение и систематизация пройденного материала

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Умение систематизировать изученный материал, применять знания в незнакомой ситуации

Длительность этапа

5—7 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Самостоятельное выполнение заданий

Методы обучения

Метод самостоятельной работы с последующей само­ или взаимопроверкой и коррекцией допущенных ошибок

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, контролирующая

Основные виды деятельности учителя

Координация деятельности обучающихся

ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока

Длительность этапа

3—5 минут

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная, коллективная

Функция / роль учителя на данном этапе

Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооценкой

Основные виды деятельности учителя

Координация деятельности обучающихся

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки. Домашнее задание с комментариями

 

 

 

Тема урока. Катализаторы и катализ.

Цель урока. Формирование понятия о катализаторах и каталитических процессах.

Проблемный вопрос урока. Почему катализаторы увеличивают скорость реакции? Какова роль катализаторов в современном производстве, пищевой промышленности, медицине?

 

ХОД УРОКА

I.  Проверка домашнего задания

Вопросы и задания

  • Что такое скорость химической реакции? Какие факторы влияют на скорость химической реакции?
  • Приведите примеры влияния различных факторов на скорость химических реакций, протекающих в повседневной жизни.

II.  Рассказ учителя. Практикум: проведение демонстрационного и ученического эксперимента

Актуализация и расширение знаний о факторах, влияющих на скорость химической реакции. Формирование понятий «катализатор», «катализ».

Изучение нового материала происходит с опорой на содержание § 5 учебника.

Еще одним фактором, влияющим на скорость химической реакции, является катализатор. Роль катализатора заключается в том, что он понижает энергию активации реакции — энергию, которую необходимо сообщить реагирующим веществам для того, чтобы они начали взаимодействовать. Кроме того, использование катализатора может привести к образованию других продуктов. Например,  аммиак  окисляется  кислородом  без  катализатора  до  азота  и  воды, а в присутствии катализатора — до оксида азота (II) и воды.

Записи в тетради

Катализаторы — вещества, изменяющие скорость реакции или путь, по которому она протекает, но остающиеся неизменными качественно и количественно по окончании реакции. Биологические катализаторы белковой природы называются ферментами.

Катализ — процесс изменения скорости химической реакции или пути, по которому она протекает.

Различают гомогенный и гетерогенный катализ, а в случае использования ферментов — ферментативный.

Благодаря ферментам люди научились печь хлеб, изготавливать сыр, вино, варить пиво. Ферменты входят также в состав стиральных порошков.

Лабораторный опыт. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и ка­талазы.

Вопросы и задания

1) Почему вспыхивает тлеющая лучинка, внесенная в верхнюю часть пробирки?

2) Дайте характеристику проделанной реакции по всем известным вам признакам классификации химических реакций.

3) Какой тип катализа вы наблюдали в ходе проведенного эксперимента?

4) Послушайте сообщение о роли катализаторов в современном производстве (индивидуальная презентация обучающегося).

Лабораторный опыт. Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах.

5) Почему при действии пероксида водорода на сырые и вареные продукты выделение кисло­рода наблюдается не во всех случаях?

6) Какой вид катализа происходит при добавлении свежеполученного морковного или картофельного сока на пероксид водорода?

7) Послушайте сообщение о роли ферментативного катализа в истории человеческой цивилизации (индивидуальная презентация обучающегося).

В некоторых случаях важно не увеличить, а, наоборот, уменьшить скорость химической реакции, например снизить скорость коррозии металлов. Для этого применяют ингибиторы.

Лабораторный опыт. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином.

8) Почему практически прекратилось выделение водорода в пробирке, содержащей уротро­пин?

9) Послушайте сообщение о роли ингибиторов в современном производстве и о роли антиок­сидантов в медицине и пищевой промышленности (индивидуальные презентации обучающихся).

10) Можно ли антиоксиданты назвать ингибиторами? Ответ мотивируйте.

I.       Обобщение и систематизация пройденного материала

Выполнение заданий № 1—2 после § 5 учебника, № 1—4 на с. 38—39 в рабочей тетради с после­дующей само­ или взаимопроверкой и, в случае необходимости, коррекцией допущенных ошибок.

II.    Подведение итогов

Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока.

Домашнее задание: § 5 до конца, выполнить задания № 6 и 8 на с. 40 в рабочей тетради.

 

 

 

Урок 6. Понятие о скорости химической реакции

Технологические карты к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс»

( Разработки уроков по ФГОС )

Смотреть все за 9 класс

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умения определять понятие

«скорость химической реакции»; объяснять с приведением приме­ров влияние некоторых факторов на скорость химических реакций; наблюдать и описывать реакции между веществами с по­мощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; проводить опыты, подтверждающие зависимость скорости химической реакции от различных факторов

Умения использовать знако­во­символические средства для раскрытия сущности процессов; проводить наблюдения; создавать обобщения, делать выводы

Понимание значимости естественнонаучных знаний для решения практических задач. Умение грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и  в быту

Решаемая учебная проблема

Как применяется понятие «время» в химии? Какие факторы влияют на скорость химической реакции? Почему необходимо знание о факторах, влияющих на скорость химической реакции?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Скорость химической реакции; факторы, влияющие на скорость хи­мической реакции

Демонстрации. Лабораторные опыты

Лабораторные опыты. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кис­лот с металлами. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка  с соляной кислотой различной концентрации. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих ве­ществ. Моделирование «кипящего слоя». Зависимость скорости хи­мической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты различ­ной температуры

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Универсальные (электронные книги, компьютер, интерактивная до­ска)

  

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания)

Проверка домашнего задания

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъективного незнания

Длительность этапа

8—13 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Устные и письменные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного

Методы обучения

Систематизирующая беседа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, корректирующая. Учитель корректирует ответы обучающихся

Основные виды деятельности учителя

Коррекция, координация деятельности обучающихся

ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Диалог на уроке. Практикум: проведение ученического эксперимента

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Понимание сущности понятия «скорость химической реакции». Умения проводить и описывать опыты, подтверждающие зависимость скорости химической реакции от различных факторов

Длительность этапа

20—25 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Ученический химический эксперимент и обсуждение его результатов. Записи обучающихся в тетрадь

Методы обучения

Химический эксперимент. Систематизирующая беседа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная мыслительная деятельность, парная или групповая деятельность при выполнении химического эксперимента

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, консультационная, координирующая

Основные виды деятельности учителя

Координация деятельности обучающихся

ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала

Обобщение и систематизация пройденного материала

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Умение систематизировать изученный материал, применять знания в незнакомой ситуации

Длительность этапа

10—15 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Самостоятельное выполнение заданий

Методы обучения

Метод самостоятельной работы с последующей само­ или взаимопро­веркой и коррекцией допущенных ошибок

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, контролирующая

Основные виды деятельности учителя

Координация и контроль за деятельностью обучающихся

ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока

Длительность этапа

3—5 минут

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная, коллективная

Функция / роль учителя на данном этапе

Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооценкой

Основные виды деятельности учителя

Координация деятельности обучающихся

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их са­мооценки. Домашнее задание с комментариями

 

Тема урока. Понятие о скорости химической реакции.

Цель урока. Формирование понятия о скорости химической реакции, выявление факторов, от которых она зависит.

Проблемный вопрос урока. Как применяется понятие «время» в химии? Какие факторы влияют на скорость химической реакции? Почему необходимо знание о факторах, влияющих на скорость химической реакции?

 

 

 

ХОД УРОКА

I.  Проверка домашнего задания

Вопросы и задания

  • По каким признакам можно классифицировать химические реакции?
  • Дайте полную классификационную характеристику следующих химических процессов: а) горению серы; б) разложению карбоната кальция; в) взаимодействию цинка с соляной кислотой; г) взаимодействию между растворами гидроксида натрия и серной кислоты.

II.  Диалог на уроке. Практикум: проведение ученического эксперимента

Формирование понятия «скорость химической реакции». Выявление факторов, влияющих на скорость химической реакции.

Изучение нового материала происходит с опорой на содержание § 4 учебника.

Вопросы и задания

1) Как, по вашему мнению, понятие «время» применяется в химии?

2) Приведите известные вам из повседневной жизни примеры реакций, протекающих быстро и медленно.

3) Попробуйте сформулировать, что такое скорость химической реакции.

Лабораторный опыт. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами.

4) Сделайте выводы о влиянии  природы  реагентов  на  скорость  взаимодействия кислоты с металлом.


Лабораторный опыт. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реаги­рующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации.

Лабораторный опыт. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ.