ХИМИЯ – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,
величайшие завоевания разума будут сделаны
именно в этой области.(М. ГОРЬКИЙ)
( Разработки уроков по ФГОС )
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Умения определять понятие «катализатор»; объяснять с приведением примеров влияние некоторых факторов на скорость химических реакций; наблюдать и описывать реакции между веществами с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; проводить опыты, подтверждающие влияние катализаторов на скорость химической реакции |
Умения использовать знаковосимволические средства для раскрытия сущности процессов; проводить наблюдения; создавать обобщения, делать выводы |
Понимание значимости естественнонаучных знаний для решения практических задач. Умение грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту |
Решаемая учебная проблема |
Почему катализаторы увеличивают скорость реакции? Какова роль катализаторов в современном производстве, пищевой промышленности, медицине? |
|
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Катализаторы, ферменты, катализ, ингибиторы, антиоксиданты |
|
Демонстрации. Лабораторные опыты |
Демонстрации. Гомогенный и гетерогенный катализы. Ферментативный катализ. Ингибирование. Лабораторные опыты. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы. Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином |
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Универсальные (электронные книги, компьютер, интерактивная доска) |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
|
ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания) Проверка домашнего задания |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъективного незнания |
Длительность этапа |
7—10 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного |
Методы обучения |
Систематизирующая беседа |
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организаторская, корректирующая. Учитель корректирует ответы обучающихся |
Основные виды деятельности учителя |
Коррекция, координация деятельности обучающихся |
ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Рассказ учителя. Практикум: проведение ученического эксперимента |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Понимание сущности понятий «катализ», «катализатор». Умения проводить и описывать опыты, подтверждающие влияние катализатора на скорость химической реакции. Умение адекватно воспринимать сообщения, подготовленные обучающимися |
Длительность этапа |
25—30 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Ученический химический эксперимент и обсуждение его результатов. Записи обучающихся в тетрадь |
Методы обучения |
Химический эксперимент. Систематизирующая беседа |
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная мыслительная деятельность, парная или групповая деятельность при выполнении химического эксперимента |
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организаторская, консультационная, координирующая |
Основные виды деятельности учителя |
Координация деятельности обучающихся |
ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала Обобщение и систематизация пройденного материала |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Умение систематизировать изученный материал, применять знания в незнакомой ситуации |
Длительность этапа |
5—7 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Самостоятельное выполнение заданий |
Методы обучения |
Метод самостоятельной работы с последующей само или взаимопроверкой и коррекцией допущенных ошибок |
Форма организации деятельности обучающихся |
Индивидуальная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организаторская, контролирующая |
Основные виды деятельности учителя |
Координация деятельности обучающихся |
ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока |
Длительность этапа |
3—5 минут |
Форма организации деятельности обучающихся |
Индивидуальная, коллективная |
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооценкой |
Основные виды деятельности учителя |
Координация деятельности обучающихся |
Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам |
Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки. Домашнее задание с комментариями |
Тема урока. Катализаторы и катализ.
Цель урока. Формирование понятия о катализаторах и каталитических процессах.
Проблемный вопрос урока. Почему катализаторы увеличивают скорость реакции? Какова роль катализаторов в современном производстве, пищевой промышленности, медицине?
Актуализация и расширение знаний о факторах, влияющих на скорость химической реакции. Формирование понятий «катализатор», «катализ».
Изучение нового материала происходит с опорой на содержание § 5 учебника.
Еще одним фактором, влияющим на скорость химической реакции, является катализатор. Роль катализатора заключается в том, что он понижает энергию активации реакции — энергию, которую необходимо сообщить реагирующим веществам для того, чтобы они начали взаимодействовать. Кроме того, использование катализатора может привести к образованию других продуктов. Например, аммиак окисляется кислородом без катализатора до азота и воды, а в присутствии катализатора — до оксида азота (II) и воды.
Записи в тетради Катализаторы — вещества, изменяющие скорость реакции или путь, по которому она протекает, но остающиеся неизменными качественно и количественно по окончании реакции. Биологические катализаторы белковой природы называются ферментами. Катализ — процесс изменения скорости химической реакции или пути, по которому она протекает. Различают гомогенный и гетерогенный катализ, а в случае использования ферментов — ферментативный. Благодаря ферментам люди научились печь хлеб, изготавливать сыр, вино, варить пиво. Ферменты входят также в состав стиральных порошков. |
Лабораторный опыт. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы.
1) Почему вспыхивает тлеющая лучинка, внесенная в верхнюю часть пробирки?
2) Дайте характеристику проделанной реакции по всем известным вам признакам классификации химических реакций.
3) Какой тип катализа вы наблюдали в ходе проведенного эксперимента?
4) Послушайте сообщение о роли катализаторов в современном производстве (индивидуальная презентация обучающегося).
Лабораторный опыт. Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах.
5) Почему при действии пероксида водорода на сырые и вареные продукты выделение кислорода наблюдается не во всех случаях?
6) Какой вид катализа происходит при добавлении свежеполученного морковного или картофельного сока на пероксид водорода?
7) Послушайте сообщение о роли ферментативного катализа в истории человеческой цивилизации (индивидуальная презентация обучающегося).
В некоторых случаях важно не увеличить, а, наоборот, уменьшить скорость химической реакции, например снизить скорость коррозии металлов. Для этого применяют ингибиторы.
Лабораторный опыт. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином.
8) Почему практически прекратилось выделение водорода в пробирке, содержащей уротропин?
9) Послушайте сообщение о роли ингибиторов в современном производстве и о роли антиоксидантов в медицине и пищевой промышленности (индивидуальные презентации обучающихся).
10) Можно ли антиоксиданты назвать ингибиторами? Ответ мотивируйте.
Выполнение заданий № 1—2 после § 5 учебника, № 1—4 на с. 38—39 в рабочей тетради с последующей само или взаимопроверкой и, в случае необходимости, коррекцией допущенных ошибок.
Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока.
Домашнее задание: § 5 до конца, выполнить задания № 6 и 8 на с. 40 в рабочей тетради.
( Разработки уроков по ФГОС )
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Умения определять понятие «скорость химической реакции»; объяснять с приведением примеров влияние некоторых факторов на скорость химических реакций; наблюдать и описывать реакции между веществами с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; проводить опыты, подтверждающие зависимость скорости химической реакции от различных факторов |
Умения использовать знаковосимволические средства для раскрытия сущности процессов; проводить наблюдения; создавать обобщения, делать выводы |
Понимание значимости естественнонаучных знаний для решения практических задач. Умение грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту |
Решаемая учебная проблема |
Как применяется понятие «время» в химии? Какие факторы влияют на скорость химической реакции? Почему необходимо знание о факторах, влияющих на скорость химической реакции? |
|
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Скорость химической реакции; факторы, влияющие на скорость химической реакции |
|
Демонстрации. Лабораторные опыты |
Лабораторные опыты. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ. Моделирование «кипящего слоя». Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты различной температуры |
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Универсальные (электронные книги, компьютер, интерактивная доска) |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
|
ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания) Проверка домашнего задания |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъективного незнания |
Длительность этапа |
8—13 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Устные и письменные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного |
Методы обучения |
Систематизирующая беседа |
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организаторская, корректирующая. Учитель корректирует ответы обучающихся |
Основные виды деятельности учителя |
Коррекция, координация деятельности обучающихся |
ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Диалог на уроке. Практикум: проведение ученического эксперимента |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Понимание сущности понятия «скорость химической реакции». Умения проводить и описывать опыты, подтверждающие зависимость скорости химической реакции от различных факторов |
Длительность этапа |
20—25 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Ученический химический эксперимент и обсуждение его результатов. Записи обучающихся в тетрадь |
Методы обучения |
Химический эксперимент. Систематизирующая беседа |
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная мыслительная деятельность, парная или групповая деятельность при выполнении химического эксперимента |
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организаторская, консультационная, координирующая |
Основные виды деятельности учителя |
Координация деятельности обучающихся |
ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала Обобщение и систематизация пройденного материала |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Умение систематизировать изученный материал, применять знания в незнакомой ситуации |
Длительность этапа |
10—15 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Самостоятельное выполнение заданий |
Методы обучения |
Метод самостоятельной работы с последующей само или взаимопроверкой и коррекцией допущенных ошибок |
Форма организации деятельности обучающихся |
Индивидуальная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организаторская, контролирующая |
Основные виды деятельности учителя |
Координация и контроль за деятельностью обучающихся |
ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока |
Длительность этапа |
3—5 минут |
Форма организации деятельности обучающихся |
Индивидуальная, коллективная |
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооценкой |
Основные виды деятельности учителя |
Координация деятельности обучающихся |
Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам |
Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки. Домашнее задание с комментариями |
Тема урока. Понятие о скорости химической реакции.
Цель урока. Формирование понятия о скорости химической реакции, выявление факторов, от которых она зависит.
Проблемный вопрос урока. Как применяется понятие «время» в химии? Какие факторы влияют на скорость химической реакции? Почему необходимо знание о факторах, влияющих на скорость химической реакции?
Формирование понятия «скорость химической реакции». Выявление факторов, влияющих на скорость химической реакции.
Изучение нового материала происходит с опорой на содержание § 4 учебника.
1) Как, по вашему мнению, понятие «время» применяется в химии?
2) Приведите известные вам из повседневной жизни примеры реакций, протекающих быстро и медленно.
3) Попробуйте сформулировать, что такое скорость химической реакции.
Лабораторный опыт. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами.
4) Сделайте выводы о влиянии природы реагентов на скорость взаимодействия кислоты с металлом.
Лабораторный опыт. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации.
Лабораторный опыт. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ.