ХИМИЯ – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,
величайшие завоевания разума будут сделаны
именно в этой области.(М. ГОРЬКИЙ)
I. Цель работы
II. Ход работы
Таблица 1. Качественные реакции органических веществ
Вещество, функциональная группа |
Реактив |
Видео-опыт или УХР |
Характерные признаки |
Непредельные углеводороды (алкены, алкины, диены), кратные связи |
Раствор KMnO4 (розовый) |
Опыт №1: “Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия” Опыт №2: |
Обесцвечивание раствора |
Раствор Br2 (жёлтый) |
Опыт №3: “Взаимодействие этилена с бромной водой” Опыт №4: |
Обесцвечивание раствора |
|
Ацетилен |
Аммиачный раствор оксида серебра – реактив Толленса [Ag(NH3)2]OH (упрощённо +Ag2ONH3 раствор→) |
Опыт №5: “Получение ацетиленида серебра”
|
Образование осадка жёлтого цвета (взрывоопасен) |
Бензол |
Нитрующая смесь HNO3 + H2SO4 |
Опыт №6:
|
Образование тяжёлой жидкости светло-жёлтого цвета с запахом горького миндаля |
Толуол |
Раствор KMnO4 (розовый) |
Опыт №7: C6H5-CH3 + KMnO4 + H2SO4 → |
Обесцвечивание раствора |
Фенол (карболовая кислота) |
Раствор FeCl3 (светло-жёлтый) |
Опыт №8: |
Окрашивание раствора в фиолетовый цвет |
Анилин |
Раствор хлорной извести CaOCl2 (бесцветный) |
Опыт №9: |
Окрашивание раствора в фиолетовый цвет |
Этанол |
Насыщенный раствор I2 + раствор NaOH |
Опыт №10: |
Образование мелкокристаллического осадка CH3I светло-жёлтого цвета со специфическим запахом |
CuO (пркалённая медная проволока) |
Опыт №11: |
Выделение металлической меди красного цвета, специфический запах ацетальдегида |
|
Гидрокогруппа (спирты, фенол, гидроксикислоты) |
Металлический Na |
Опыт №12: “Взаимодействие этилового спирта с металлическим натрием” Опыт №13: |
Выделение пузырьков газа (H2↑), образование бесцветной студенистой массы |
Эфиры (простые и сложные) |
H2O (гидролиз) в присутствии NaOH при нагревании |
Опыт №14: CH3COOC2H5+H2O↔ |
Специфический запах |
Многоатомные спирты, глюкоза |
Свежеосаждённый гидроксид меди (II) в сильнощелочной среде |
Опыт №15: “Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II)” |
Ярко-синее окрашивание раствора |
Карбонильная группа –CH=O (альдегиды, глюкоза) |
Аммиачный раствор оксида серебра – реактив Толленса [Ag(NH3)2]OH (упрощённо +Ag2ONH3 раствор→) |
Опыт №16: |
Образование блестящего налёта Ag↓ («серебряного зеркала») на стенках сосуда |
Свежеосаждённый гидроксид меди (II) в сильнощелочной среде |
Опыт №17: |
Образование красного осадка Cu2O↓ |
|
Карбоновые кислоты |
Лакмус |
Опыт №18: “Диссоциация” |
Окрашивание раствора в розовый цвет |
спирт + H2SO4(конц.) |
Опыт №19: |
Специфический запах образующегося сложного эфира |
|
Муравьиная кислота |
Лакмус |
Опыт №20: “Диссоциация” |
Окрашивание раствора в розовый цвет |
Аммиачный раствор оксида серебра – реактив Толленса [Ag(NH3)2]OH (упрощённо +Ag2ONH3 раствор→) |
Опыт №21: H-COOH + 2[Ag(NH3)2]OH → |
Образование блестящего налёта Ag↓ («серебряного зеркала») на стенках сосуда |
|
Олеиновая кислота |
Раствор Br2 (жёлтый) или Раствор KMnO4 (розовый) |
Опыт №22: |
Обесцвечивание растворов |
Ацетаты (соли уксусной кислоты) |
H2O (гидролиз) + фенолфталеин |
Опыт №23: |
Окрашивание раствора в розовый цвет |
Раствор FeCl3 |
Опыт №24: 3CH3COONa+FeCl3→ |
Окрашивание раствора в красно-бурый цвет |
|
Стеарат натрия (мыло) |
H2SO4 (конц.) |
Опыт №25: |
Образование белого осадка жирной кислоты |
Насыщенный раствор соли кальция |
Опыт №26: |
Образование серого осадка нерастворимой соли |
|
H2O (гидролиз) + фенолфталеин |
Опыт №27: C17H35COONa+H2O↔ |
Окрашивание раствора в розовый цвет |
Задание №1
Оформите таблицу №1 письменно в тетради. В столбик «Видео-опыт или УХР» запишите уравнения соответствующих химических реакций, назовите все вещества, укажите условия проведения реакций.
Задание №2
Выполните интерактивное задание: «Идентификация органических соединений». Оформите отчёт в виде таблицы:
Реактив Cu(OH)2 |
Температурный режим |
Признаки реакции |
УХР |
Вывод – какое вещество находится в пробирке? |
Номер пробирки |
||||
№1 |
Нагревание |
|
|
|
Комнатная температура |
||||
№2 |
Нагревание |
|
|
|
Комнатная температура |
||||
№3 |
Нагревание |
|
|
|
Комнатная температура |
Задание №3
Мысленный эксперимент
В трёх пронумерованных пробирках №1,2,3 находятся вещества – этанол, глицерин и уксусная кислота. Предложите план распознавания веществ. Оформите отчёт в виде таблицы подобной заданию №2.