Практическая работа по теме: "Распознавание пластмасс и волокон"

I. Цель работы


  • Закрепить знания о свойствах пластмасс и волокон.
  • Научиться использовать их для решения прикладных задач.

II. Реактивы и оборудование 


Реактивы:

  1. Пластмассы (в пробирках под номерами):
  • фенопласт;
  • целлулоид;
  • полиэтилен;
  • капрон.
  1. Волокна (в пакетах под номерами)
  • вискозное волокно;
  • нитрон;
  • шерсть;
  • лавсан.

Оборудование:

  • спиртовка,
  • тигельные щипцы,
  • стеклянная палочка, 
  • фарфоровые чашечки,
  • спички, пробирки,
  • жестяная пластинка.

 

 

 

III. Техника безопасности


  • Нагревать пластмассы и волокна будете в фарфоровой чашечке, чтобы прекратить нагревание, закрываем её другой фарфоровой чашечкой.
  • Для зажигания пользуемся только спичками.
  • Пробирку держим на уровне глаз, когда в неё наливаем раствор. 

IV. Ход работы


1. Распознавание пластмасс

Первый этап работы.

Распознавание пластмасс следует начать с внешнего осмотра (цвет, твёрдость, эластичность и т. д.) Обратите внимание на то, что образцы из полиэтилена жирны на ощупь, полупрозрачны, эластичны, механически прочны, могут иметь различную окраску. Образцы из поливинилхлорида эластичны, механически прочны, могут иметь различную окраску. Полистирольные образцы прозрачны, хрупки, различной окраски. Образцы из орг. стекла прозрачны, жестки, различной окраски, механически прочны. Фенолформальдегидные пластмассы тёмных тонов (от коричневого цвета  до чёрного), жестки, прочны. Изделия из целлулоида эластичны, различной окраски, имеют характерный рисунок (под мрамор, малахит). Занесите свои наблюдения в отчёт о проделанной работе.

Второй этап работы.

Определяете отношение пластмасс к нагреванию и характеру горения.

Опыт 1.

Жестяную пластину с образцом полимера подержите с помощью тигельных щипцов над пламенем спиртовки. Нагревание образца ведите несколько секунд. Затем стеклянной палочкой попытайтесь изменить его форму. После остужения можно снова нагреть этот образец и снова изменить его форму. Данные эксперимента сравните с данными таблицы 1 «Распознавание пластмасс».

Опыт 2.

Кусочек образца пластмассы внесите тигельными щипцами в пламя спиртовки. Когда образец загорится, выньте его из пламени и подержите над жестяной пластиной. Продолжает ли он гореть вне пламени? Каким пламенем горит? Погасите пламя, если обильно выделяется копоть. Свои наблюдения сверьте с данными таблицы 1 «Распознавание пластмасс».

Отчёт о проделанной работе

№ образца

Внешний вид пласмассы

Отношение к нагреванию

Характер горения

Название пластмассы

Структурное звено пластмассы

 

 

 

 

 

 

2.Распознавание волокон

В пакетах под номерами находятся волокна: хлопчатобумажное, шерстяное, ацетатное, капроновое, лавсан.

Анализ волокна или образца ткани начинают с испытания путём сжигания. Пучок волокна тигельными щипцами внесите в пламя. Как только он загорится, уберите его из пламени и  тщательно рассмотрите. Если волокно перестанет гореть, его снова зажигают. При этом необходимо проследить: а) с какой скоростью происходит горение, б) запах продуктов разложения, в)характер остатка после горения.

Сверьте свои наблюдения с таблицей 2. «Распознавание волокон» и заполните отчёт о проделанной работе.

Отчёт о проделанной работе

№ образца волокна

Характер горения.

Название волокна

Структурное звено волокна

 

 

 

 

Виртуальная образовательная лаборатория: “Распознавание пластмасс и волокон”

V. Контрольные вопросы


1. Сделайте вывод по всей работе.

2. Почему полистирол называется заменителем хрусталя? Какие достоинства и недостатки у изделия из этой пластмассы по сравнению с хрусталём?

3. Что такое пенопласт? Где он применяется?

4. Ткани, каких волокон легко прилипают к горячему утюгу и чем это можно объяснить?

5. В чем преимущество натуральной шерсти по сравнению с синтетической, полученной из нитрона?

6. С каких тканей можно вывести масляное пятно бензином или ацетоном, а каких нельзя? Почему?