ХИМИЯ – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,
величайшие завоевания разума будут сделаны
именно в этой области.(М. ГОРЬКИЙ)
( Разработки уроков по ФГОС )
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Умения определять понятие «скорость химической реакции»; объяснять с приведением примеров влияние некоторых факторов на скорость химических реакций; наблюдать и описывать реакции между веществами с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; проводить опыты, подтверждающие зависимость скорости химической реакции от различных факторов |
Умения использовать знаковосимволические средства для раскрытия сущности процессов; проводить наблюдения; создавать обобщения, делать выводы |
Понимание значимости естественнонаучных знаний для решения практических задач. Умение грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту |
Решаемая учебная проблема |
Как применяется понятие «время» в химии? Какие факторы влияют на скорость химической реакции? Почему необходимо знание о факторах, влияющих на скорость химической реакции? |
|
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Скорость химической реакции; факторы, влияющие на скорость химической реакции |
|
Демонстрации. Лабораторные опыты |
Лабораторные опыты. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ. Моделирование «кипящего слоя». Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты различной температуры |
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Универсальные (электронные книги, компьютер, интерактивная доска) |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
|
ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания) Проверка домашнего задания |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъективного незнания |
Длительность этапа |
8—13 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Устные и письменные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного |
Методы обучения |
Систематизирующая беседа |
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организаторская, корректирующая. Учитель корректирует ответы обучающихся |
Основные виды деятельности учителя |
Коррекция, координация деятельности обучающихся |
ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Диалог на уроке. Практикум: проведение ученического эксперимента |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Понимание сущности понятия «скорость химической реакции». Умения проводить и описывать опыты, подтверждающие зависимость скорости химической реакции от различных факторов |
Длительность этапа |
20—25 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Ученический химический эксперимент и обсуждение его результатов. Записи обучающихся в тетрадь |
Методы обучения |
Химический эксперимент. Систематизирующая беседа |
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная мыслительная деятельность, парная или групповая деятельность при выполнении химического эксперимента |
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организаторская, консультационная, координирующая |
Основные виды деятельности учителя |
Координация деятельности обучающихся |
ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала Обобщение и систематизация пройденного материала |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Умение систематизировать изученный материал, применять знания в незнакомой ситуации |
Длительность этапа |
10—15 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Самостоятельное выполнение заданий |
Методы обучения |
Метод самостоятельной работы с последующей само или взаимопроверкой и коррекцией допущенных ошибок |
Форма организации деятельности обучающихся |
Индивидуальная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организаторская, контролирующая |
Основные виды деятельности учителя |
Координация и контроль за деятельностью обучающихся |
ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока |
Длительность этапа |
3—5 минут |
Форма организации деятельности обучающихся |
Индивидуальная, коллективная |
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооценкой |
Основные виды деятельности учителя |
Координация деятельности обучающихся |
Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам |
Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки. Домашнее задание с комментариями |
Тема урока. Понятие о скорости химической реакции.
Цель урока. Формирование понятия о скорости химической реакции, выявление факторов, от которых она зависит.
Проблемный вопрос урока. Как применяется понятие «время» в химии? Какие факторы влияют на скорость химической реакции? Почему необходимо знание о факторах, влияющих на скорость химической реакции?
Формирование понятия «скорость химической реакции». Выявление факторов, влияющих на скорость химической реакции.
Изучение нового материала происходит с опорой на содержание § 4 учебника.
1) Как, по вашему мнению, понятие «время» применяется в химии?
2) Приведите известные вам из повседневной жизни примеры реакций, протекающих быстро и медленно.
3) Попробуйте сформулировать, что такое скорость химической реакции.
Лабораторный опыт. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами.
4) Сделайте выводы о влиянии природы реагентов на скорость взаимодействия кислоты с металлом.
Лабораторный опыт. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации.
Лабораторный опыт. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ.
Лабораторный опыт. Моделирование «кипящего слоя».
5) Почему использование метода «кипящего слоя» позволяет увеличить скорость химической реакции?
Лабораторный опыт. Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты различной температуры.