ХИМИЯ – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,
величайшие завоевания разума будут сделаны
именно в этой области.(М. ГОРЬКИЙ)
( Разработки уроков по ФГОС )
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Умения характеризовать химические реакции по различным признакам; составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций; определять окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; наблюдать и описывать реакции между веществами с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии |
Умения использовать знако восимволические средства для раскрытия сущности процессов; осуществлять классификацию; проводить наблюдения; делать выводы |
Понимание значимости естественнонаучных знаний для решения практических задач. Умение грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту |
Решаемая учебная проблема |
По каким признакам можно классифицировать химические реакции? |
|
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Реакции соединения, разложения, обмена, замещения; реакции нейтрализации; экзотермические и эндотермические реакции; обратимые и необратимые реакции; окислительновосстановительные реакции; гомогенные и гетерогенные реакции; каталитические и некаталитические реакции; тепловой эффект химической реакции |
|
Демонстрации. Лабораторные опыты |
Лабораторные опыты. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II) |
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Универсальные (электронные книги, компьютер, интерактивная доска) |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
||
ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания) Проверка домашнего задания |
||
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъективного незнания. Умение адекватно воспринимать сообщения, подготовленные обучающимися |
|
Длительность этапа |
7—12 минут |
|
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного |
Методы обучения |
Систематизирующая беседа |
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организаторская, корректирующая. Учитель корректирует ответы обучающихся |
Основные виды деятельности учителя |
Коррекция, координация деятельности обучающихся |
ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Диалог на уроке. Практикум: проведение ученического эксперимента |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Умения проводить, описывать и классифицировать химические реакции по различным признакам |
Длительность этапа |
20—25 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Ученический химический эксперимент и обсуждение его результатов. Записи обучающихся в тетрадь |
Методы обучения |
Химический эксперимент. Систематизирующая беседа |
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная мыслительная деятельность, парная или групповая деятельность при выполнении химического эксперимента |
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организаторская, консультационная, координирующая |
Основные виды деятельности учителя |
Координация деятельности обучающихся |
ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала Обобщение и систематизация пройденного материала |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Умение классифицировать химические реакции по различным признакам |
Длительность этапа |
10—15 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Самостоятельное выполнение заданий |
Методы обучения |
Метод самостоятельной работы с последующей само или взаимопроверкой и коррекцией допущенных ошибок |
Форма организации деятельности обучающихся |
Индивидуальная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организаторская, контролирующая |
Основные виды деятельности учителя |
Координация и контроль за деятельностью обучающихся |
ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока |
Длительность этапа |
3—5 минут |
Форма организации деятельности обучающихся |
Индивидуальная, коллективная |
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооценкой |
Основные виды деятельности учителя |
Координация деятельности обучающихся |
Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам |
Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки. Домашнее задание с комментариями |
Тема урока. Классификация химических реакций.
Цель урока. Обобщение знаний о классификации химических реакций по различным признакам.
Проблемный вопрос урока. По каким признакам можно классифицировать химические реакции?
Актуализация знаний обучающихся о химических реакциях и их классификации по различным признакам.
Изучение нового материала происходит с опорой на содержание § 4 учебника.
Лабораторный опыт. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II).
Выполнение заданий № 1—3 после § 4 учебника с последующей само или взаимопроверкой и, в случае необходимости, коррекцией допущенных ошибок.
Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока.
Домашнее задание: § 5 (до слов «Мы подошли к очень важному понятию…»), выполнить задания № 1—8 на с. 31—33 в рабочей тетради