Урок 5. Классификация химических реакций

Технологические карты к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс»

( Разработки уроков по ФГОС )

Смотреть все за 9 класс

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умения характеризовать хими­ческие реакции по различным признакам; составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций; определять окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; наблюдать и описывать реакции между веществами с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии

Умения использовать знако­ во­символические средства для раскрытия сущности процессов; осуществлять классификацию; проводить наблюдения; делать выводы

Понимание значимости естест­веннонаучных знаний для решения практических задач. Умение грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и  в быту

Решаемая учебная проблема

По каким признакам можно классифицировать химические реакции?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Реакции соединения, разложения, обмена, замещения; реакции нейтрализации; экзотермические и эндотермические реакции; обратимые и необратимые реакции; окислительно­восстановительные реакции; гомогенные и гетерогенные реакции; каталитические и некаталитические реакции; тепловой эффект химической реакции

Демонстрации. Лабораторные опыты

Лабораторные опыты. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II)

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Универсальные (электронные книги, компьютер, интерактивная доска)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания)

Проверка домашнего задания

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъективного незнания. Умение адекватно воспринимать сообщения, подготовленные обучающимися

Длительность этапа

7—12 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного

 

 

 

Методы обучения

Систематизирующая беседа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, корректирующая. Учитель корректирует ответы обучающихся

Основные виды деятельности учителя

Коррекция, координация деятельности обучающихся

ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Диалог на уроке. Практикум: проведение ученического эксперимента

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Умения проводить, описывать и классифицировать химические реакции по различным признакам

Длительность этапа

20—25 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Ученический химический эксперимент и обсуждение его результатов. Записи обучающихся в тетрадь

Методы обучения

Химический эксперимент. Систематизирующая беседа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная мыслительная деятельность, парная или групповая деятельность при выполнении химического эксперимента

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, консультационная, координирующая

Основные виды деятельности учителя

Координация деятельности обучающихся

ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала

Обобщение и систематизация пройденного материала

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Умение классифицировать химические реакции по различным признакам

Длительность этапа

10—15 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Самостоятельное выполнение заданий

Методы обучения

Метод самостоятельной работы с последующей само­ или взаимопроверкой и коррекцией допущенных ошибок

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на дан­ном этапе

Организаторская, контролирующая

Основные виды деятельности учителя

Координация и контроль за деятельностью обучающихся

ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока

Длительность этапа

3—5 минут

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная, коллективная

Функция / роль учителя на данном этапе

Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооценкой

Основные виды деятельности учителя

Координация деятельности обучающихся

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки. Домашнее задание с комментариями

 

Тема урока. Классификация химических реакций.

Цель урока. Обобщение знаний о классификации химических реакций по различным признакам.

Проблемный вопрос урока. По каким признакам можно классифицировать химические ре­акции?

 

 

 

 

ХОД УРОКА

I.  Проверка домашнего задания

Вопросы и задания

  • Сформулируйте Периодический закон Д. И. Менделеева. Как современная формулировка закона соотносится с формулировкой, данной Д. И. Менделеевым?
  • Объясните физический смысл порядкового номера химического элемента, номера периода и номера группы, в которой находится химический элемент.
  • Объясните физический смысл явления периодичности в изменении свойств химических элементов и их соединений.
  • Докажите, что Периодический закон Д. И. Менделеева выполняет объясняющую, обобщающую и предсказательную функции. Приведите примеры, иллюстрирующие эти функции у других законов, известных вам из курсов химии, физики и биологии.

II.  Диалог на уроке. Практикум: проведение ученического эксперимента

Актуализация знаний обучающихся о химических реакциях и их классификации по раз­личным признакам.

Изучение нового материала происходит с опорой на содержание § 4 учебника.

Вопросы и задания

  • Что такое химическая реакция? В чем заключается сущность химической реакции?
  • По каким признакам можно судить о протекании химической реакции?
  • По каким признакам можно классифицировать химические реакции?

Лабораторный опыт. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II).

  • Опишите признаки протекания реакции взаимодействия железа с раствором сульфата меди (II).
  • Составьте уравнения наблюдаемой реакции в молекулярной и ионной формах.
  • Рассмотрите наблюдаемую реакцию с точки зрения окислительно­восстановительных процессов.
  • Дайте характеристику наблюдаемой реакции по следующим признакам: а) число и состав исходных веществ и продуктов реакции; б) обратимость; в) тепловой эффект; г) изменение степеней окисления элементов; д) агрегатное состояние реагирующих веществ; е) участие катализа­тора.

III.       Обобщение и систематизация пройденного материала

Выполнение заданий № 1—3 после § 4 учебника с последующей само­ или взаимопроверкой и, в случае необходимости, коррекцией допущенных ошибок.

IV.    Подведение итогов

Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока.

Домашнее задание: § 5 (до слов «Мы подошли к очень важному понятию…»), выполнить задания № 1—8 на с. 31—33 в рабочей тетради

 

 

 

 

Postupi.online

 

Uchmet

Tetrika-school

Foxford

 

-----------

Создать интернет магазин на платформе InSales