ХИМИЯ – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,
величайшие завоевания разума будут сделаны
именно в этой области.(М. ГОРЬКИЙ)
( Разработки уроков по ФГОС )
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Умения определять физический смысл порядкового номера химического элемента, номера периода, номера группы; понимать смысл явления периодичности изменения свойств химических элементов с ростом заряда ядра атомов; определять закономерности изменения свойств химических элементов и их соединений в малых периодах и в главных подгруппах; аргументировать отнесение Периодического закона к естественной классификации; понимать объясняющую, обобщающую и прогностическую функции Периодического закона Д. И. Менделеева |
Умения осуществлять моделирование с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственнографической или знаковосимволической форме; различать естественную и искусственную классификации; устанавливать причинноследственные связи, создавать обобщения, делать выводы; интерпретировать и использовать информацию, представленную в табличной форме |
Понимание единства естественнонаучной картины мира |
Решаемая учебная проблема |
Каково значение Периодического закона Д. И. Менделеева для развития современного естествознания? |
|
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева; физический смысл номера элемента, номера периода, номера группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах |
|
Демонстрации. Лабораторные опыты |
Демонстрации. Различные формы таблиц Периодической системы. Лабораторные опыты. Моделирование построения Периодической системы Д. И. Менделеева |
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Универсальные (электронные книги, компьютер, интерактивная доска) |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
||
ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания) Проверка домашнего задания |
||
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъективного незнания |
|
Длительность этапа |
5—10 минут |
|
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Устные и письменные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного |
|
Методы обучения |
Систематизирующая беседа |
|
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная мыслительная деятельность |
|
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организаторская, корректирующая. Учитель корректирует ответы обучающихся |
|
Основные виды деятельности учителя |
Коррекция, координация деятельности обучающихся |
ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Диалог на уроке |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Осознанное восприятие информации. Обобщение и систематизация знаний о строении атома и Периодическом законе Д. И. Менделеева. Умение адекватно воспринимать сообщения, подготовленные обучающимися |
Длительность этапа |
25—30 минут |
Основной вид учебной деятельно сти, направленный на формирование данного образовательного результата |
Ответы обучающихся на вопросы учителя. Обсуждение сказанного, записи обучающихся в тетрадь. Моделирование построения Периодической системы Д. И. Менделеева |
Методы обучения |
Лекция с элементами проблематизации. Систематизирующая беседа |
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организаторская, консультационная, координирующая |
Основные виды деятельности учителя |
Координация деятельности обучающихся |
ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала Обобщение и систематизация пройденного материала |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Умение систематизировать изученный материал, применять знания в незнакомой ситуации |
Длительность этапа |
10—15 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Самостоятельное выполнение заданий |
Методы обучения |
Самостоятельная работа с последующей само или взаимопроверкой и коррекцией допущенных ошибок |
Форма организации деятельности обучающихся |
Индивидуальная и коллективная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организаторская, контролирующая, корректирующая |
Основные виды деятельности учителя |
Координация, контроль, коррекция (в случае необходимости) деятельности обучающихся |
ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока |
Длительность этапа |
3—5 минут |
Форма организации деятельности обучающихся |
Индивидуальная, коллективная |
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооцен кой |
Основные виды деятельности учителя |
Координация деятельности обучающихся |
Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам |
Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их са мооценки. Домашнее задание с комментариями |
Тема урока. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома.
Цель урока. Обобщение знаний о строение атома, химических элементах и их классификации. Формирование умения раскрывать научное и мировоззренческое значение Периодического закона.
Проблемный вопрос урока. Каково значение Периодического закона Д.И.Менделеева для развития современного естествознания?
Актуализация знаний обучающихся о строении атома и Периодической системе Д. И. Менделеева.
Новый учебный материал раскрывается с опорой на содержание § 3 учебника.
1) Послушайте сообщение об истории открытия Периодического закона (индивидуальная презентация обучающегося).
Лабораторный опыт. Моделирование построения Периодической системы Д. И. Менделеева.
2) Сформулируйте выявленную закономерность изменения свойств химических элементов и их соединений в виде закона.
3) Объясните причину несоответствия относительных атомных масс аргона и калия их расположению по общности свойств элементов.
4) Используя современную терминологию, перечислите закономерности изменения свойств химических элементов и их соединений, проявляемые в пределах периодов (металлические и не металлические свойства, высшая степень окисления, степень окисления в летучих водородных соединениях, осно́вные и кислотные свойства высших оксидов и соответствующих гидроксидов
Записи в тетради Периодический закон Д.И.Менделеева (1869 г.): свойства химических элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от относительных атомных масс элементов. Современная формулировка Периодического закона: свойства химических элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от зарядов их атомных ядер |
5) Каков физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы?
6) Чем можно объяснить периодичность в изменении свойств элементов и их соединений?
7) Послушайте сообщение об истории открытия галлия и германия — химических элементов, существование которых было предсказано Д. И. Менделеевым (индивидуальная презентация обучающегося).
8) Охарактеризуйте объясняющую, обобщающую и прогностическую функции Периодического закона Д.И.Менделеева.
Выполнение заданий № 2—4, 10 после § 3 учебника с последующей само или взаимопроверкой и, в случае необходимости, коррекцией допущенных ошибок.
Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока.
Домашнее задание: § 3, выполнить задания: № 5—8, 11 после § 3, № 8—9 на с. 29—30 в рабочей тетради.