Урок 4. Периодический закон и Периодическая система химических элементов в свете учения о строении атома

Технологические карты к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс»

( Разработки уроков по ФГОС )

Смотреть все за 9 класс

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умения определять физический смысл порядкового номера химического элемента, номера периода, номера группы; понимать смысл явления периодичности изменения свойств химических элементов с ростом заряда ядра атомов; определять закономерности изменения свойств химиче­ских элементов и их соединений в малых периодах и в главных подгруппах; аргументировать отнесение Периодического  закона к естественной классификации; понимать объясняющую, обобщающую и прогностическую функции Периодического закона Д. И. Менделеева

Умения осуществлять моделиро­вание с выделением существенных характеристик объекта

и представлением их в прост­ранственно­графической или знаково­символической форме; различать естественную и искус­ственную классификации; устанавливать причинно­следственные связи, создавать обобщения, делать выводы; интерпретировать и использовать информацию, представленную в таблич­ной форме

Понимание единства естественнонаучной картины мира

Решаемая учебная проблема

Каково значение Периодического закона Д. И. Менделеева для развития современного естествознания?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева; физический смысл номера элемента, номера периода, номера группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах

Демонстрации. Лабораторные опыты

Демонстрации. Различные формы таблиц Периодической системы. Лабораторные опыты. Моделирование построения Периодической системы Д. И. Менделеева

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Универсальные (электронные книги, компьютер, интерактивная доска)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания)

Проверка домашнего задания

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъектив­ного незнания

Длительность этапа

5—10 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Устные и письменные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного

Методы обучения

Систематизирующая беседа

Форма организации деятельно­сти обучающихся

Коллективная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, корректирующая. Учитель корректирует ответы обучающихся

Основные виды деятельности учителя

Коррекция, координация деятельности обучающихся

 

 

 

ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Диалог на уроке

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Осознанное восприятие информации. Обобщение и систематизация знаний о строении атома и Периодическом законе Д. И. Менделеева. Умение адекватно воспринимать сообщения, подготовленные обуча­ющимися

Длительность этапа

25—30 минут

Основной вид учебной деятельно сти, направленный на формиро­вание данного образовательного результата

Ответы обучающихся на вопросы учителя. Обсуждение сказанного, записи обучающихся в тетрадь. Моделирование построения Периодической системы Д. И. Менделеева

Методы обучения

Лекция с элементами проблематизации. Систематизирующая беседа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, консультационная, координирующая

Основные виды деятельности учителя

Координация деятельности обучающихся

ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала

Обобщение и систематизация пройденного материала

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Умение систематизировать изученный материал, применять знания в незнакомой ситуации

Длительность этапа

10—15 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Самостоятельное выполнение заданий

Методы обучения

Самостоятельная работа с последующей само­ или взаимопроверкой и коррекцией допущенных ошибок

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная и коллективная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, контролирующая, корректирующая

Основные виды деятельности учителя

Координация, контроль, коррекция (в случае необходимости) деятельности обучающихся

ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока

Длительность этапа

3—5 минут

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная, коллективная

Функция / роль учителя на данном этапе

Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооцен­ кой

Основные виды деятельности учителя

Координация деятельности обучающихся

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их са­ мооценки. Домашнее задание с комментариями

 

Тема  урока.  Периодический  закон  и  Периодическая  система  химических  элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома.

Цель урока. Обобщение знаний о строение атома, химических элементах и их классифика­ции. Формирование умения раскрывать научное и мировоззренческое значение Периодического закона.

Проблемный вопрос урока. Каково значение Периодического закона Д.И.Менделеева для развития современного естествознания?

 

 

 

 

ХОД УРОКА

I.  Проверка домашнего задания

Вопросы и задания

  • Какие вещества называют амфотерными? Приведите примеры амфотерных оксидов и ги­дроксидов.
  • Как практически можно доказать, что гидроксид алюминия обладает амфотерными свой­ствами? Составьте соответствующие уравнения реакций.

II.  Диалог на уроке

Актуализация знаний обучающихся о строении атома и Периодической системе Д. И. Менделеева.

Новый учебный материал раскрывается с опорой на содержание § 3 учебника.

Вопросы и задания

1) Послушайте сообщение об истории открытия Периодического закона (индивидуальная презентация обучающегося).

Лабораторный опыт. Моделирование построения Периодической системы Д. И. Менделеева.

2) Сформулируйте выявленную закономерность изменения свойств химических элементов и их соединений в виде закона.

3) Объясните причину несоответствия относительных атомных масс аргона и калия их расположению по общности свойств элементов.

4) Используя современную терминологию, перечислите закономерности изменения свойств химических элементов и их соединений, проявляемые в пределах периодов (металлические и не­ металлические свойства, высшая степень окисления, степень окисления в летучих водородных соединениях, осно́вные и кислотные свойства высших оксидов и соответствующих гидроксидов

Записи в тетради

Периодический закон Д.И.Менделеева (1869 г.): свойства химических элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от относительных атомных масс элементов.

Современная формулировка Периодического закона: свойства химических элемен­тов и их соединений находятся в  периодической  зависимости  от  зарядов  их  атомных  ядер

5) Каков физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы?

6) Чем можно объяснить периодичность в изменении свойств элементов и их соединений?

7) Послушайте сообщение об истории открытия галлия и германия — химических элемен­тов, существование которых было предсказано Д. И. Менделеевым (индивидуальная презентация обучающегося).

8) Охарактеризуйте объясняющую, обобщающую и прогностическую функции Периодического закона Д.И.Менделеева.

I.       Обобщение и систематизация пройденного материала

Выполнение заданий № 2—4, 10 после § 3 учебника с последующей само­ или взаимопроверкой и, в случае необходимости, коррекцией допущенных ошибок.

II.    Подведение итогов

Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока.

Домашнее задание: § 3, выполнить задания: № 5—8, 11 после § 3, № 8—9 на с. 29—30 в рабочей тетради.