ХИМИЯ – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,
величайшие завоевания разума будут сделаны
именно в этой области.(М. ГОРЬКИЙ)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Умения определять понятия «амфотерные соединения», «переходные металлы»; проводить опыты, характеризовать химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов, подтверждающие химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов; проводить опыты по получению и подтверждению химических свойств амфотерных гидроксидов с соблюдением правил техники безопасности, наблюдать и описывать реакции между веществами с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии |
Умения использовать знаковосимволические средства для решения задач, проводить наблюдения, создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию, делать выводы |
Понимание значимости естественнонаучных и математических знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач. Умение грамотно обращаться с химическими веществами в химической лаборатории и в быту |
Решаемая учебная проблема |
Могут ли оксиды и гидроксиды некоторых металлов проявлять как осно́вные, так и кислотные свойства? |
|
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Амфотерные оксиды и гидроксиды, переходные металлы |
|
Демонстрации. Лабораторные опыты |
Лабораторные опыты. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств |
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Универсальные (электронные книги, компьютер, интерактивная доска) |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
||
ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания) Проверка домашнего задания |
||
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъективного незнания |
|
Длительность этапа |
5—10 минут |
|
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Устные и письменные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного |
|
Методы обучения |
Систематизирующая беседа |
|
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная мыслительная деятельность |
|
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организаторская, корректирующая. Учитель корректирует ответы обучающихся |
|
Основные виды деятельности учителя |
Коррекция, координация деятельности обучающихся |
|
ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Химический эксперимент. Диалог на уроке |
||
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Возникновение познавательных мотивов. Понимание сущности амфотерных свойств оксидов и гидроксидов |
|
Длительность этапа |
25—30 минут |
|
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Выполнение лабораторных опытов и обсуждение их результатов. Записи обучающихся в тетрадь |
|
Методы обучения |
Химический эксперимент. Систематизирующая беседа |
|
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная мыслительная деятельность, парная или групповая деятельность при проведении лабораторного опыта |
|
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организаторская, консультационная, координирующая |
|
Основные виды деятельности учителя |
Координация деятельности обучающихся |
ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала Систематизация пройденного материала |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Умение характеризовать амфотерные свойства оксидов и гидроксидов химических элементов |
Длительность этапа |
25—30 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Самостоятельное выполнение заданий |
Методы обучения |
Самостоятельная работа с последующей само или взаимопроверкой и коррекцией допущенных ошибок |
Форма организации деятельности обучающихся |
Индивидуальная и коллективная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организаторская, контролирующая, корректирующая |
Основные виды деятельности учителя |
Координация, контроль, коррекция деятельности обучающихся |
ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока |
Длительность этапа |
3—5 минут |
Форма организации деятельности обучающихся |
Индивидуальная, коллективная |
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооценкой |
Основные виды деятельности учителя |
Координация деятельности обучающихся |
Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам |
Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки. Домашнее задание с комментариями |
Тема урока. Характеристика химического элемента по кислотноосно́вным свойствам. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Цель урока. Формирование понятия об амфотерности. Формирование умения давать характеристику элемента на примере переходного металла.
Проблемный вопрос урока. Могут ли оксиды и гидроксиды некоторых металлов проявлять как осно́вные, так и кислотные свойства?
Дайте характеристику химических элементов: а) кальция; б) серы.
Актуализация знаний обучающихся о классификации и свойствах гидроксидов и о генетической связи между классами неорганических веществ. Формирование понятия «амфотерность».
Новый учебный материал раскрывается с опорой на содержание § 2 учебника.
Лабораторный опыт. Получение гидроксида цинка и изучение его свойств.
1) О каком свойстве гидроксида цинка свидетельствует его взаимодействие а) с азотной кислотой; б) с гидроксидом натрия?
2) Почему для получения амфотерного гидроксида цинка из раствора его соли раствор щелочи следует приливать осторожно, по каплям?
3) Составьте уравнения реакций, подтверждающих амфотерные свойства оксида цинка.
4) Какие свойства — кислотные, осно́вные или амфотерные — будут проявлять оксид и гидроксид переходного металла хрома с низшей, высшей и промежуточной степенью окисления?
Выполнение заданий № 2 и 4 после § 2 учебника с последующей само или взаимопроверкой и, в случае необходимости, коррекцией допущенных ошибок.
Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока.
Домашнее задание: § 2, выполнить задания № 3 после § 2, № 4 на с. 18—19 в рабочей тетради.
Подготовить карточки для элементов с порядковыми номерами от 1 до 20 с указанием химического символа, относительной атомной массы, формулой высшего оксида, формулой летучего водородного соединения.