ХИМИЯ – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,
величайшие завоевания разума будут сделаны
именно в этой области.(М. ГОРЬКИЙ)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Умения характеризовать химиеские элементы 1-3го периодов по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; обосновывать свойства оксидов и гидроксидов металлов и неметаллов посредством молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений реакций |
Умения строить логические рассуждения, устанавливать причинноследственные связи, осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии, делать выводы; понимать, структурировать и интерпретировать информацию, представленную в табличной форме |
Понимание значимости фундаментальных представлений об атомномолекулярном строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира |
Решаемая учебная проблема |
Какую информацию можно получить о свойствах химического элемента и его соединений исходя из положения элемента в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева? |
|
Основные понятия, изучаемые на уроках |
Характеристика элемента металла, характеристика элемента неметалла, генетические ряды металла, генетические ряды неметалла |
|
Демонстрации. Лабораторные опыты |
Демонстрации. Модели атомов элементов 1—3го периодов |
|
Вид используемых на уроках средств ИКТ |
Универсальные (электронные книги, компьютер, интерактивная доска) |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКОВ |
||
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Диалог на уроке |
||
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Актуализация знаний о строении атома и Периодическом законе Д. И. Менделеева, классификации неорганических веществ и их свойствах в свете теории электролитической диссоциации и окислительновосстановительных реакциях, о генетической связи между классами соединений |
|
Длительность этапа |
35—40 минут |
|
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Устные и письменные ответы обучающихся на вопросы учителя. Обсуждение сказанного, записи обучающихся в тетрадь |
|
Методы обучения |
Диалогическое изложение. Систематизирующая беседа |
|
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная мыслительная деятельность |
|
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организаторская, корректирующая |
|
Основные виды деятельности учителя |
Координация деятельности обучающихся |
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала Систематизация пройденного материала |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Умение характеризовать химические элементы по их положению в периодической таблице Д. И. Менделеева |
Длительность этапа |
35—40 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Самостоятельная работа по составлению характеристик химических элементов—металлов и неметаллов по их положению в периодической таблице Д. И. Менделеева. Составление генетических рядов металлов и неметаллов |
Методы обучения |
Самостоятельная работа с последующей само или взаимопроверкой и коррекцией допущенных ошибок |
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организаторская, контролирующая, корректирующая |
Основные виды деятельности учителя |
Координация, контроль, коррекция деятельности обучающихся |
ЭТАП 3. Подведение итогов, домашнее задание |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос уроков |
Длительность этапа |
3—5 минут |
Форма организации деятельности обучающихся |
Индивидуальная, коллективная |
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооценкой |
Основные виды деятельности учителя |
Координация деятельности обучающихся |
Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам |
Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки. Домашнее задание с комментариями |
Тема уроков. Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
Цель уроков. Формирование умений характеризовать химические элементы и их соединения исходя из положения элементов в периодической таблице Д. И. Менделеева.
Проблемный вопрос уроков. Какую информацию можно получить о свойствах химического элемента и его соединений исходя из положения элемента в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева?
Актуализация знаний обучающихся о строении атома и Периодическом законе Д. И. Менделеева, классификации неорганических веществ и их свойствах в свете теории электролитической диссоциации и окислительновосстановительных реакциях, о генетической связи между классами соединений.
Изучение нового материала происходит с опорой на содержание § 1 учебника.
1) Вспомните, какая взаимосвязь существует между строением атома химического элемента и его положением в Периодической системе Д. И. Менделеева (заряд ядра атома, число протонов, нейтронов, общее число электронов, число заполняемых энергетических уровней, число внешних электронов у элементов главных подгрупп).
2) Как изменяются свойства атомов, простых веществ и соединений, образованных химическими элементами, в пределах главных подгрупп и периодов Периодической системы Д. И. Менделеева? Мотивируйте свой ответ.
3) Дайте характеристику химического элемента лития в соответствии с планом.
План характеристики химического элемента
Состав летучего водородного соединения (для неметаллов).
4) Какой тип химической связи существует в соединении натрия с водородом? Какими физическими свойствами будет обладать это соединение?
5) Составьте генетический ряд натрия (металла).
6) Дайте характеристику химического элемента фосфора в соответствии с планом.
7) Составьте генетический ряд фосфора (неметалла).
Выполнение заданий № 1(б), 2, 3 после § 1 учебника с последующей само или взаимопровер кой и, в случае необходимости, коррекцией допущенных ошибок.
Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока.
Домашнее задание: § 1, выполнить задания № 4—7 после § 1; № 8 на с. 17 в рабочей тетради.