ХИМИЯ – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,
величайшие завоевания разума будут сделаны
именно в этой области.(М. ГОРЬКИЙ)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Умения определять понятия «электроотрицательность», «ковалентная полярная связь», «валентность»; составлять схемы образования ковалентной полярной связи; определять тип химической связи по формуле вещества; составлять формулы бинарных соединений по валентности, определять валентность по формуле |
Умения использовать знаковое моделирование; осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии, делать выводы |
Понимание значимости фундаментальных представлений об атомно-молекулярном строении вещества для формирования целостной естественнонаучной кар- тины мира |
Решаемая учебная проблема |
Как взаимодействуют между собой атомы разных элементов-неметаллов? |
|
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Ковалентная полярная химическая связь, электроотрицательность, валентность |
|
Демонстрации. Лабораторные опыты |
Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул бинарных соединений |
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Универсальные (электронные книги, компьютер, интерактивная доска) |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
||
ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания) Проверка домашнего задания. Диагностическая работа |
||
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъектив- ного незнания |
|
Длительность этапа |
10—12 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного. Самостоятельная работа обучающихся |
Методы обучения |
Систематизирующая беседа. Самостоятельная работа |
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на дан- ном этапе |
Организаторская, корректирующая, координирующая. Учитель корректирует устные ответы обучающихся и координирует их самостоятельную работу |
Основные виды деятельности учителя |
Коррекция, координация деятельности обучающихся |
ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Диалог на уроке |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Осознанное восприятие информации |
Длительность этапа |
15—20 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Устные ответы обучающихся на вопросы учителя. Обсуждение сказанного. Записи обучающихся в тетрадь |
Методы обучения |
Систематизирующая беседа |
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на дан- ном этапе |
Организаторская, корректирующая. Учитель корректирует устные ответы обучающихся |
Основные виды деятельности учителя |
Координация деятельности обучающихся |
ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала Систематизация пройденного материала |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Умение составлять схемы образования химической связи различных типов; составлять формулы бинарных соединений по известным значениям валентности входящих в их состав атомов химических эле- ментов; определять валентность химических элементов по формуле образованного ими бинарного соединения |
Длительность этапа |
10—15 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Самостоятельная работа по составлению схем образования химической связи различных типов |
Методы обучения |
Самостоятельная работа с последующей само- или взаимопроверкой и коррекцией допущенных ошибок |
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организаторская, контролирующая, корректирующая |
Основные виды деятельности учителя |
Координация, контроль, коррекция (в случае необходимости) дея- тельности обучающихся |
ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока |
Длительность этапа |
3—5 минут |
Форма организации деятельности обучающихся |
Индивидуальная, коллективная |
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооценкой |
Основные виды деятельности учителя |
Координирует деятельность обучающихся |
Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам |
Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки. Домашнее задание с комментариями |
Тема урока. Ковалентная полярная химическая связь.
Цель урока. Формирование понятия о ковалентной полярной химической связи и об электроотрицательности как мере неметалличности химических элементов. Формирование умения составлять схемы образования полярной химической связи в молекулах бинарных соединений.
Проблемный вопрос урока. Как взаимодействуют между собой атомы разных элементов-неметаллов?
Актуализация знаний обучающихся о ковалентной химической связи. Изучение нового материала происходит с опорой на содержание § 12 учебника.
Записи в тетради |
Электроотрицательность (ЭО) — это способность атомов химического элемента смещать к себе общие электронные пары, участвующие в образовании химической связи. Электроотрицательность — мера неметалличности химических элементов. Закономерности изменения ЭО в пределах одного и того же периода и одной и той же группы (в главной подгруппе) в периодической таблице Д. И. Менделеева те же, что и закономерности изменения неметаллических свойств химических элементов. |
3) Составьте схему образования химической связи между атомами водорода и брома
4) Составьте схему образования ковалентной полярной связи в молекуле CS2, используя следующий алгоритм.
5) Сколько общих электронных пар (химических связей) образовалось между атомами кислорода и фтора? К атому какого элемента смещены общие электронные пары?
Записи в тетради |
Число ковалентных связей, которыми атом одного химического элемента связан с атома- ми этого же или других элементов, называется валентностью. Элементы с постоянной валентностью: H, F — одновалентные (валентность I); O, Be — двухвалентные (валентность II); B, Al — трехвалентные (валентность III). |
6)Составьте формулу соединения фосфора с кислородом, в котором фосфор проявляет валентность III, используя следующий алгоритм.
7) Определите валентность серы в соединении, формула которого SO2, используя следующий алгоритм.
Выполнение задания № 2 (а), 5 и 6 после § 12 учебника с последующей само- или взаимопроверкой и, в случае необходимости, коррекцией допущенных ошибок.
Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока.
Домашнее задание: § 12, выполнить задания № 5 на с. 45—46, № 5 и 6 на с. 48 в рабочей тетради; изготовить шаростержневую модель молекулы бинарного соединения (лабораторный опыт № 4 на с. 76 учебника).