Урок 10. Ковалентная полярная химическая связь

Технологическая карта по химии к учебнику О. С. ГАБРИЕЛЯНА 8 класс

Смотреть все за 8 класс...

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умения определять понятия

«электроотрицательность»,

«ковалентная полярная связь»,

«валентность»; составлять схемы образования ковалентной полярной связи; определять тип химической связи по формуле вещества; составлять формулы бинарных соединений по валентности, определять валентность по формуле

Умения использовать знаковое моделирование; осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии, делать выводы

Понимание значимости фундаментальных представлений об атомно-молекулярном строении вещества для формирования целостной естественнонаучной кар- тины мира

Решаемая учебная проблема

Как взаимодействуют между собой атомы разных элементов-неметаллов?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Ковалентная полярная химическая связь, электроотрицательность, валентность

Демонстрации. Лабораторные опыты

Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул бинарных соединений

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Универсальные (электронные книги, компьютер, интерактивная доска)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания)

Проверка домашнего задания. Диагностическая работа

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъектив- ного незнания

Длительность этапа

10—12 минут

 

 

 

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного. Самостоятельная работа обучающихся

Методы обучения

Систематизирующая беседа. Самостоятельная работа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на дан- ном этапе

Организаторская, корректирующая, координирующая. Учитель корректирует устные ответы обучающихся и координирует их самостоятельную работу

Основные виды деятельности учителя

Коррекция, координация деятельности обучающихся

ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Диалог на уроке

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Осознанное восприятие информации

Длительность этапа

15—20 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Устные ответы обучающихся на вопросы учителя. Обсуждение сказанного. Записи обучающихся в тетрадь

Методы обучения

Систематизирующая беседа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на дан- ном этапе

Организаторская, корректирующая. Учитель корректирует устные ответы обучающихся

Основные виды деятельности учителя

Координация деятельности обучающихся

ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала

Систематизация пройденного материала

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Умение составлять схемы образования химической связи различных типов; составлять формулы бинарных соединений по известным значениям валентности входящих в их состав атомов химических эле- ментов; определять валентность химических элементов по формуле образованного ими бинарного соединения

Длительность этапа

10—15 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Самостоятельная работа по составлению схем образования химической связи различных типов

Методы обучения

Самостоятельная работа с последующей само- или взаимопроверкой и коррекцией допущенных ошибок

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, контролирующая, корректирующая

Основные виды деятельности учителя

Координация, контроль, коррекция (в случае необходимости) дея- тельности обучающихся

ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока

Длительность этапа

3—5 минут

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная, коллективная

Функция / роль учителя на данном этапе

Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооценкой

Основные виды деятельности учителя

Координирует деятельность обучающихся

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки. Домашнее задание с комментариями

 

Тема урока. Ковалентная полярная химическая связь.

Цель урока. Формирование понятия о ковалентной полярной химической связи и об электроотрицательности как мере неметалличности химических элементов. Формирование умения составлять схемы образования полярной химической связи в молекулах бинарных соединений.

Проблемный вопрос урока. Как взаимодействуют между собой атомы разных элементов-неметаллов?

 

 

 

 

ХОД УРОКА

I.  Проверка домашнего задания. Диагностическая работа

Вопросы и задания
    • Какую химическую связь называют ковалентной? Как называется связь, возникающая между двумя одинаковыми атомами неметаллов?
    • Составьте схемы образования химических связей в соединениях, формулы которых:
    • KBr и Br2; б) LiCl и Cl2. Укажите тип химической связи в каждом соединении (самостоятельная работа по вариантам).

II.  Диалог на уроке

Актуализация знаний обучающихся о ковалентной химической связи. Изучение нового материала происходит с опорой на содержание § 12 учебника.

Вопросы и задания
    • Какой вид химической связи может образоваться при взаимодействии атомов двух разных неметаллов?
    • Как будут располагаться общие электронные пары между атомами разных неметаллов, между которыми возникает химическая связь? Какие причины могут повлиять на смещение электронных пар?

 

Записи в тетради

Электроотрицательность (ЭО) — это способность атомов химического элемента смещать к себе общие электронные пары, участвующие в образовании химической связи.

Электроотрицательность — мера неметалличности химических элементов.

Закономерности изменения ЭО в пределах одного и того же периода и одной и той же группы (в главной подгруппе) в периодической таблице Д. И. Менделеева те же, что и закономерности изменения неметаллических свойств химических элементов.

3) Составьте схему образования химической связи между атомами водорода и брома

4) Составьте схему образования ковалентной полярной связи в молекуле CS2, используя следующий алгоритм.

  • Определите число внешних и неспаренных электронов у атомов неметаллов; запишите электронные формулы атомов.
  • Если в молекуле есть элемент-неметалл, представленный одним атомом, то запишите его в центре, а атомы другого элемента расположите симметрично.
  • Запишите схему образования ковалентной связи; составьте электронную и структурную формулы образовавшейся молекулы.
  • Определите, к атомам какого химического элемента будут смещены общие электронные пары, используя для этого ряд электроотрицательности.

5) Сколько общих электронных пар (химических связей) образовалось между атомами кислорода и фтора? К атому какого элемента смещены общие электронные пары?

Записи в тетради

Число ковалентных связей, которыми атом одного химического элемента связан с атома- ми этого же или других элементов, называется валентностью.

Элементы с постоянной валентностью:

H, F — одновалентные (валентность I);

O, Be — двухвалентные (валентность II);

B, Al — трехвалентные (валентность III).

6)Составьте формулу соединения фосфора с кислородом, в котором фосфор проявляет валентность III, используя следующий алгоритм.

  • Запишите знаки химических элементов и укажите над ними римскими цифрами соответствующие значения их валентности.
  • Найдите наименьшее общее кратное между валентностями элементов.
  • Разделите наименьшее общее кратное на валентность каждого элемента — вы определите индексы, т.е. число атомов каждого химического элемента в формуле данного вещества.

 

7) Определите валентность серы в соединении, формула которого SO2, используя следующий алгоритм.

  • Обозначьте известное значение валентности элемента над его знаком в формуле (например, валентность кислорода постоянна и равна II) и определите число валентностей всех атомов этого элемента.
  • Разделите полученное число на число атомов другого элемента (серы) — вы получите значение валентности этого элемента в данном соединении
  • Запишите полученное значение валентности над знаком химического элемента (серы)

 

I.       Систематизация пройденного материала

Выполнение задания № 2 (а), 5 и 6 после § 12 учебника с последующей само- или взаимопроверкой и, в случае необходимости, коррекцией допущенных ошибок.

II.    Подведение итогов

Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока.

Домашнее задание: § 12, выполнить задания № 5 на с. 45—46, № 5 и 6 на с. 48 в рабочей тетради; изготовить шаростержневую модель молекулы бинарного соединения (лабораторный опыт № 4 на с. 76 учебника).

 

 

 

 

Postupi.online

 

Uchmet

Tetrika-school

Foxford

 

-----------

Создать интернет магазин на платформе InSales