Урок 9. Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой

Технологическая карта по химии к учебнику О. С. ГАБРИЕЛЯНА 8 класс

Смотреть все за 8 класс...

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умения определять понятие «ко- валентная неполярная связь»; составлять схемы образования ковалентной неполярной связи; определять тип химической связи по формуле вещества

Умения использовать знаковое моделирование; осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии, делать выводы

Понимание значимости фундаментальных представлений об атомно-молекулярном строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира

Решаемая учебная проблема

Какие превращения происходят при взаимодействии двух одинаковых атомов-неметаллов?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Ковалентная химическая связь, одинарная, двойная и тройная ковалентные химические связи, длина связи, электронные и структурные формулы

Демонстрации. Лабораторные опыты

 

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Универсальные (электронные книги, компьютер, интерактивная доска)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания)

Проверка домашнего задания

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъективного незнания

Длительность этапа

7—10 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного

Методы обучения

Систематизирующая беседа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на дан- ном этапе

Организаторская, корректирующая, координирующая. Учитель корректирует устные ответы обучающихся и координирует их деятельность

 

 

 

Основные виды деятельности учителя

Коррекция, координация деятельности обучающихся

ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Рассказ учителя

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Осознанное восприятие информации

Длительность этапа

15—20 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Лекция с элементами проблематизации. Устные ответы обучающихся на вопросы учителя. Обсуждение сказанного. Записи обучающихся в тетрадь

Методы обучения

Систематизирующая беседа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, корректирующая. Учитель корректирует устные ответы обучающихся

Основные виды деятельности учителя

Координация деятельности обучающихся

ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала

Систематизация пройденного материала

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Умение составлять схемы образования ковалентной неполярной связи между атомами элемента-неметалла; определять тип химической связи по формуле вещества

Длительность этапа

10—15 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного. Самостоятельная работа по составлению схем образования ковалентной неполярной связи между атомами неметаллов

Методы обучения

Самостоятельная работа с последующей само- или взаимопроверкой и коррекцией допущенных ошибок

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на дан- ном этапе

Организаторская, контролирующая, корректирующая

Основные виды деятельности учителя

Координация, контроль, коррекция деятельности обучающихся

ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока

Длительность этапа

3—5 минут

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная, коллективная

Функция / роль учителя на дан- ном этапе

Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооценкой

Основные виды деятельности учителя

Координирует деятельность обучающихся

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки. Домашнее задание с комментариями

 

Тема урока. Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой.

Цель урока. Формирование понятия о ковалентной химической связи. Формирование умения составлять схемы образования неполярной химической связи в двухатомных молекулах.

Проблемный вопрос урока. Какие превращения происходят при взаимодействии двух одинаковых атомов-неметаллов?

ХОД УРОКА

I.  Проверка домашнего задания

Вопросы и задания
  • Какие химические элементы относятся к металлам? Какие химические элементы относятся к неметаллам?
  • Как изменяются металлические и неметаллические свойства атомов химических элементов в пределах одной и той же главной подгруппы и одного и того же периода? Дайте аргументированный ответ.
  • Что такое ионы и как они образуются? Какая химическая связь называется ионной?

II.  Рассказ учителя

Актуализация знаний обучающихся о типах химической связи.

Изучение нового материала происходит с опорой на содержание § 11 учебника.

Два одинаковых атома неметалла могут объединиться в молекулу путем обобществления своих внешних электронов, образуя общие электронные пары.

 

 

 

В случае ковалентной неполярной связи общие электронные пары принадлежат обоим атомам в одинаковой степени. Ковалентная химическая связь возникает в результате взаимодействия положительно зараженных ядер атомов и отрицательно заряженных электронных орбиталей. Поэтому, как и в случае ионной связи, ковалентная связь является результатом действия электрических сил.

Вопросы и задания
  • Составьте схему образования химической связи между атомами азота, используя следующий алгоритм.
  • Определите число внешних электронов у атома неметалла и число неспаренных электронов; запишите электронную формулу атома.
  • Запишите знаки химических элементов с обозначением внешних электронов так, чтобы неспаренные электроны были обращены к соседнему знаку.
  • Запишите схему образования ковалентной связи между атомами неметалла; составьте электронную и структурную формулы образовавшейся молекулы.

2) Сколько общих электронных пар образовалось между атомами азота? 

В зависимости от числа общих электронных пар, образовавшихся между атомами, различают одинарные, двойные и тройные ковалентные химические связи. Атомы азота связаны между собой тройной связью, так как между ними образовались три общие электронные пары: N N.

Ковалентная связь тем прочнее, чем больше электронных пар между атомами и чем меньше расстояние между ядрами атомов, которое называют длиной связи.

I.       Систематизация пройденного материала

Выполнение задания № 2 и 4 после § 11 учебника с последующей само- или взаимопроверкой и, в случае необходимости, коррекцией допущенных ошибок.

II.    Подведение итогов

Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока.

Домашнее задание: § 11, выполнить задания № 5 после § 11; № 4 на с. 41 и № 2 на с. 42 в рабочей тетради.

 

 

 

 

Postupi.online

 

Uchmet

Tetrika-school

Foxford

 

-----------

Создать интернет магазин на платформе InSales