ХИМИЯ – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,
величайшие завоевания разума будут сделаны
именно в этой области.(М. ГОРЬКИЙ)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Умения определять понятие «ко- валентная неполярная связь»; составлять схемы образования ковалентной неполярной связи; определять тип химической связи по формуле вещества |
Умения использовать знаковое моделирование; осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии, делать выводы |
Понимание значимости фундаментальных представлений об атомно-молекулярном строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира |
Решаемая учебная проблема |
Какие превращения происходят при взаимодействии двух одинаковых атомов-неметаллов? |
|
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Ковалентная химическая связь, одинарная, двойная и тройная ковалентные химические связи, длина связи, электронные и структурные формулы |
|
Демонстрации. Лабораторные опыты |
|
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Универсальные (электронные книги, компьютер, интерактивная доска) |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
||
ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания) Проверка домашнего задания |
||
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъективного незнания |
|
Длительность этапа |
7—10 минут |
|
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного |
|
Методы обучения |
Систематизирующая беседа |
|
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность |
|
Функция / роль учителя на дан- ном этапе |
Организаторская, корректирующая, координирующая. Учитель корректирует устные ответы обучающихся и координирует их деятельность |
Основные виды деятельности учителя |
Коррекция, координация деятельности обучающихся |
ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Рассказ учителя |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Осознанное восприятие информации |
Длительность этапа |
15—20 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Лекция с элементами проблематизации. Устные ответы обучающихся на вопросы учителя. Обсуждение сказанного. Записи обучающихся в тетрадь |
Методы обучения |
Систематизирующая беседа |
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организаторская, корректирующая. Учитель корректирует устные ответы обучающихся |
Основные виды деятельности учителя |
Координация деятельности обучающихся |
ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала Систематизация пройденного материала |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Умение составлять схемы образования ковалентной неполярной связи между атомами элемента-неметалла; определять тип химической связи по формуле вещества |
Длительность этапа |
10—15 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного. Самостоятельная работа по составлению схем образования ковалентной неполярной связи между атомами неметаллов |
Методы обучения |
Самостоятельная работа с последующей само- или взаимопроверкой и коррекцией допущенных ошибок |
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на дан- ном этапе |
Организаторская, контролирующая, корректирующая |
Основные виды деятельности учителя |
Координация, контроль, коррекция деятельности обучающихся |
ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока |
Длительность этапа |
3—5 минут |
Форма организации деятельности обучающихся |
Индивидуальная, коллективная |
Функция / роль учителя на дан- ном этапе |
Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооценкой |
Основные виды деятельности учителя |
Координирует деятельность обучающихся |
Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам |
Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки. Домашнее задание с комментариями |
Тема урока. Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой.
Цель урока. Формирование понятия о ковалентной химической связи. Формирование умения составлять схемы образования неполярной химической связи в двухатомных молекулах.
Проблемный вопрос урока. Какие превращения происходят при взаимодействии двух одинаковых атомов-неметаллов?
ХОД УРОКА
Актуализация знаний обучающихся о типах химической связи.
Изучение нового материала происходит с опорой на содержание § 11 учебника.
Два одинаковых атома неметалла могут объединиться в молекулу путем обобществления своих внешних электронов, образуя общие электронные пары.
В случае ковалентной неполярной связи общие электронные пары принадлежат обоим атомам в одинаковой степени. Ковалентная химическая связь возникает в результате взаимодействия положительно зараженных ядер атомов и отрицательно заряженных электронных орбиталей. Поэтому, как и в случае ионной связи, ковалентная связь является результатом действия электрических сил.
2) Сколько общих электронных пар образовалось между атомами азота?
В зависимости от числа общих электронных пар, образовавшихся между атомами, различают одинарные, двойные и тройные ковалентные химические связи. Атомы азота связаны между собой тройной связью, так как между ними образовались три общие электронные пары: N N.
Ковалентная связь тем прочнее, чем больше электронных пар между атомами и чем меньше расстояние между ядрами атомов, которое называют длиной связи.
Выполнение задания № 2 и 4 после § 11 учебника с последующей само- или взаимопроверкой и, в случае необходимости, коррекцией допущенных ошибок.
Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока.
Домашнее задание: § 11, выполнить задания № 5 после § 11; № 4 на с. 41 и № 2 на с. 42 в рабочей тетради.