Уроки 6—7. Строение электронных оболочек атомов

Технологическая карта по химии к учебнику О. С. ГАБРИЕЛЯНА 8 класс

Смотреть все за 8 класс...

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умения определять понятия

«электронный слой», «энергетический уровень»; составлять схемы распределения электронов по электронным слоям в электрон- ной оболочке атомов элементов

№ 1—20 в таблице Д. И. Менделеева

Умения использовать знаковое моделирование; осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта, осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии, делать выводы

Понимание значимости фундаментальных представлений об атомно-молекулярном строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира.

Понимание сложности и бесконечности процесса познания. Умение управлять своей познавательной деятельностью

Решаемая учебная проблема

Как электроны располагаются в атоме? Почему свойства химических элементов повторяются периодически?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Электронный слой, энергетический уровень

Демонстрации. Лабораторные опыты

 

Вид используемых на уроках средств ИКТ

Универсальные (электронные книги, компьютер, интерактивная доска)

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКОВ

ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания)

Проверка домашнего задания. Диагностическая работа

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъективного незнания

Длительность этапа

7—10 минут

Основной вид учебной деятельно- сти, направленный на формирование данного образовательного результата

Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного. Самостоятельная работа обучающихся

Методы обучения

Систематизирующая беседа. Самостоятельная работа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, корректирующая, координирующая. Учитель корректирует устные ответы обучающихся и координирует их самостоятельную работу

Основные виды деятельности учителя

Коррекция, координация деятельности обучающихся

ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Рассказ учителя

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Осознанное восприятие информации

Длительность этапа

25—30 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Лекция с элементами проблематизации. Устные ответы обучающихся на вопросы учителя. Обсуждение сказанного. Записи обучающихся в тетрадь

Методы обучения

Систематизирующая беседа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на дан- ном этапе

Организаторская, корректирующая

Основные виды деятельности учителя

Координация деятельности обучающихся

ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала

Систематизация пройденного материала

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Умение определять строение электронных оболочек атомов химических элементов по их положению в периодической таблице

Д. И. Менделеева

Длительность этапа

25—30 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного. Самостоятельная работа по определению строения электронных оболочек атомов химических элементов

Методы обучения

Самостоятельная работа с последующей само- или взаимопроверкой и коррекцией допущенных ошибок

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, контролирующая, корректирующая

Основные виды деятельности учителя

Координация, контроль, коррекция деятельности обучающихся

ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос уроков

Длительность этапа

3—5 минут

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная, коллективная

Функция / роль учителя на дан- ном этапе

Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооценкой

Основные виды деятельности учителя

Координирует деятельность обучающихся

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки. Домашнее задание с комментариями

Тема уроков. Строение электронных оболочек атомов.

Цель уроков. Формирование умения составлять схемы распределения электронов по электронным слоям в электронной оболочке атомов.

Проблемный вопрос уроков. Как электроны располагаются в атоме? Почему свойства химических элементов повторяются периодически?

 

ХОД УРОКОВ

I.    Проверка домашнего задания. Диагностическая работа

Вопросы и задания
  • Какие научные открытия доказали, что атом делим и является сложной частицей?
  • Каков физический смысл порядкового номера химического элемента? Дайте определение химического элемента.

Заполните таблицу (самостоятельная работа по вариантам).

I.     Рассказ учителя

Актуализация знаний обучающихся о строении атома. Формирование представлений об электронной оболочке атома.

Изучение нового материала происходит с опорой на содержание § 9 учебника.

Как уже было выяснено, число электронов в электронной оболочке равно порядковому номеру химического элемента. Электроны в атоме образуют электронную оболочку, в которой располагаются слоями. На каждом электронном слое находятся электроны с близкими значениями энергии, поэтому электронные слои называют также энергетическими уровнями. Число заполняемых энергетических уровней в атоме химического элемента равно номеру периода в таблице Д. И. Менделеева, в котором находится этот химический элемент. В этом заключается физический смысл номера периода в таблице Д. И. Менделеева.

Каждый уровень может вместить в себя определенное максимальное количество электронов, которое определяется по формуле 2n2, где n — номер уровня. Таким образом, максимальное число электронов на первом уровне — два, на втором — восемь, на третьем — восемнадцать.

Энергетические уровни, содержащие максимальное количество электронов, называются завершенными. Если на внешнем уровне содержится меньшее количество электронов, то такой уровень называется незавершенным.

Число электронов на внешнем энергетическом уровне у элементов главных подгрупп равно номеру группы.

Для составления схемы строения электронных оболочек атомов химических элементов можно руководствоваться планом:

  • определить общее число электронов в атоме (по порядковому номеру элемента);
  • определить число заполняемых электронных уровней в атоме (по номеру периода);

определить число электронов на каждом энергетическом уровне.

Электроны движутся в атоме с огромной скоростью и могут находиться в любом месте пространства вокруг ядра, но с разной вероятностью. Пространство вокруг ядра, где наиболее вероятно нахождение электрона, называется электронным облаком или электронной орбиталью.

Электронные орбитали могут различаться энергией. Чем больше энергия электронной орбитали, тем больше ее размеры.

 

 

 

Электронные орбитали могут иметь различную форму: s-орбитали — сферическую, р- — гантелеобразную. Каждый энергетический уровень в атоме начинается с s-орбитали. На каждом энергетическом уровне содержится всего по одной s-орбитали. На втором и последующем уровнях следом за s-орбиталью появляются три р-орбитали. На каждой орбитали может размещаться не более двух электронов, т. е. на s-орбитали — максимально два электрона, на р-орбиталях — максимально шесть электронов.

Обратим внимание: атомы со сходными свойствами имеют сходное строение внешних энергетических уровней, например: щелочные металлы — ns1, галогены — ns2np5, где n — номер внешнего энергетического уровня атома (номер периода, в котором находится химический эле- мент).

I.       Систематизация пройденного материала

Выполнение заданий № 3 и 7 после § 9 учебника с последующей само- или взаимопроверкой и, в случае необходимости, коррекцией допущенных ошибок.

II.    Подведение итогов

Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос уроков.

Домашнее задание: § 9, выполнить задания № 4, 6—8 после § 9; № 8 на с. 31 в рабочей тетради.

 

 

 

 

Postupi.online

 

Uchmet

Tetrika-school

Foxford

 

-----------

Создать интернет магазин на платформе InSales