ХИМИЯ – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,
величайшие завоевания разума будут сделаны
именно в этой области.(М. ГОРЬКИЙ)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Умения определять понятия «протон», «нейтрон», «электрон», «химический элемент», «массовое число», «изотоп»; описывать состав атомов элементов № 1—20 в таблице Д.И.Менделеева |
Умения использовать знаковое моделирование; осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта |
Понимание значимости фундаментальных представлений об атомно-молекулярном строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира. Понимание сложности и бесконечности процесса познания. Умение управлять своей познавательной деятельностью |
Решаемая учебная проблема |
Как развивались понятия «атом» и «химический элемент»? Каковы современные представления о строении атомов? |
|
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Атом, протон, нейтрон, электрон, химический элемент, массовое число, изотоп |
|
Демонстрации. Лабораторные опыты |
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Лабораторные опыты. Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа |
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Универсальные (электронные книги, компьютер, интерактивная доска) |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
||
ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания) Проверка домашнего задания |
||
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъективного незнания |
|
Длительность этапа |
7—10 минут |
|
Основной вид учебной деятельно- сти, направленный на формирование данного образовательного результата |
Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного. Самостоятельная работа обучающихся |
|
Методы обучения |
Систематизирующая беседа |
|
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность |
|
Функция / роль учителя на дан- ном этапе |
Организаторская, корректирующая, координирующая. Учитель корректирует устные ответы обучающихся и координирует их самостоятельную работу |
|
Основные виды деятельности учителя |
Коррекция, координация деятельности обучающихся |
|
ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Рассказ учителя |
||
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Осознанное восприятие рассказа учителя |
Длительность этапа |
15—20 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Лекция с элементами проблематизации. Устные ответы обучающихся на вопросы учителя. Обсуждение сказанного. Моделирование. Записи обучающихся в тетрадь |
Методы обучения |
Систематизирующая беседа |
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на дан- ном этапе |
Организаторская, корректирующая. Учитель корректирует устные ответы обучающихся |
Основные виды деятельности учителя |
Координация деятельности обучающихся |
ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала Систематизация пройденного материала |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Умение определять состав атомов химических элементов по их поло- жению в периодической таблице Д. И. Менделеева |
Длительность этапа |
10—15 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного. Самостоятельная работа по определению состава атомов химических элементов |
Методы обучения |
Самостоятельная работа с последующей само- или взаимопроверкой и коррекцией допущенных ошибок |
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на дан- ном этапе |
Организаторская, контролирующая, корректирующая |
Основные виды деятельности учителя |
Координация, контроль, коррекция (в случае необходимости) деятельности обучающихся |
ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока |
Длительность этапа |
3—5 минут |
Форма организации деятельно- сти обучающихся |
Индивидуальная, коллективная |
Функция / роль учителя на дан- ном этапе |
Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооценкой |
Основные виды деятельности учителя |
Координирует деятельность обучающихся |
Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам |
Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки. Домашнее задание с комментариями |
Тема урока. Основные сведения о строении атомов.
Цель урока. Формирование умения определять состав атома и атомного ядра химического элемента на основе его положения в периодической таблице Д. И. Менделеева.
Проблемный вопрос урока. Как развивались понятия «атом» и «химический элемент»?
Каковы современные представления о строении атомов?
Знакомство обучающихся с развитием представлений о строении атома
Новый учебный материал раскрывается с опорой на содержание § 7—8 учебника.
Научные открытия конца XIX — начала XX века опровергли название «атом», в переводе с древнегреческого означающее «неделимый». Эти открытия доказали, что атом делим и имеет сложное строение. Резерфорд на основании результатов опытов по бомбардировке золотой фольги положительно заряженными альфа-частицами создал первую модель атома — планетарную. Ре- зерфорд предположил, что в центре атома содержится ядро, в котором сосредоточен весь положи- тельный заряд и практически вся масса атома; вокруг ядра подобно планетам Солнечной системы вращаются отрицательно заряженные электроны. Радиус ядра в 100 тысяч раз меньше радиуса всего атома.
Затем было установлено, что ядро также состоит из элементарных частиц — протонов и нейтронов. Сумма чисел протонов (Z) и нейтронов (N) в атоме называется массовым числом (А).
Определите число протонов, нейтронов и электронов в атоме фосфора с массовым числом 31. Современные приборы — сканирующие микроскопы — позволяют увидеть атомы и даже механически передвигать их. Манипулирование атомами относят к сфере нанотехнологии.
Лабораторный опыт. Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа.
Что произойдет с атомом, если изменить число протонов в его ядре? Такие процессы называются ядерными. При этом образуются другие химические элементы.
Что произойдет, если, не изменяя заряд ядра, изменить число нейтронов в ядре атома? Новый химический элемент не образуется, но полученные атомы будут иметь другую массу, отличную от массы исходных атомов. В результате такого процесса возникнут изотопы (в переводе с греческого изос — «одинаковый», топос — «место»)
Записи в тетради Изотопы — разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковый заряд ядра, но разное массовое число. |
Почему относительные атомные массы химических элементов в таблице Д. И. Менделеева имеют дробные значения? Это связано с тем, что в природе практически все химические элементы присутствуют в виде нескольких изотопов. Поэтому относительные атомные массы химических элементов являются средними значениями атомных масс природных изотопов с учетом их распространенности в природе. Например, хлор в природе состоит из двух изотопов — с массовым числом 35 (75%) и с массовым числом 37 (25%). Поэтому его относительная атомная масса равна 35,5.
Записи в тетради |
Заряд ядра — основная характеристика атома. Химический элемент — совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра. |
Выполнение заданий № 4 после § 7 учебника, № 1, 2, 5 после § 8 учебника с последующей само- или взаимопроверкой и, в случае необходимости, коррекцией допущенных ошибок.
Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока.
Домашнее задание: § 7—8, выполнить задания в рабочей тетради: № 5—7 на с. 26—27.