Урок 5. Основные сведения о строении атомов

Технологическая карта по химии к учебнику О. С. ГАБРИЕЛЯНА 8 класс

Смотреть все за 8 класс...

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умения определять понятия

«протон», «нейтрон», «электрон», «химический элемент»,

«массовое число», «изотоп»; описывать состав атомов элементов № 1—20 в таблице Д.И.Менделеева

Умения использовать знаковое моделирование; осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта

Понимание значимости фундаментальных представлений об атомно-молекулярном строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира.

Понимание сложности и бесконечности процесса познания. Умение управлять своей познавательной деятельностью

Решаемая учебная проблема

Как развивались понятия «атом» и «химический элемент»? Каковы современные представления о строении атомов?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Атом, протон, нейтрон, электрон, химический элемент, массовое число, изотоп

Демонстрации. Лабораторные опыты

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Лабораторные опыты. Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Универсальные (электронные книги, компьютер, интерактивная доска)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания)

Проверка домашнего задания

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъективного незнания

Длительность этапа

7—10 минут

Основной вид учебной деятельно- сти, направленный на формирование данного образовательного результата

Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного. Самостоятельная работа обучающихся

Методы обучения

Систематизирующая беседа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на дан- ном этапе

Организаторская, корректирующая, координирующая. Учитель корректирует устные ответы обучающихся и координирует их самостоятельную работу

Основные виды деятельности учителя

Коррекция, координация деятельности обучающихся

ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Рассказ учителя

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Осознанное восприятие рассказа учителя

 

 

 

Длительность этапа

15—20 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Лекция с элементами проблематизации. Устные ответы обучающихся на вопросы учителя. Обсуждение сказанного. Моделирование. Записи обучающихся в тетрадь

Методы обучения

Систематизирующая беседа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на дан- ном этапе

Организаторская, корректирующая. Учитель корректирует устные ответы обучающихся

Основные виды деятельности учителя

Координация деятельности обучающихся

ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала

Систематизация пройденного материала

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Умение определять состав атомов химических элементов по их поло- жению в периодической таблице Д. И. Менделеева

Длительность этапа

10—15 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного. Самостоятельная работа по определению состава атомов химических элементов

Методы обучения

Самостоятельная работа с последующей само- или взаимопроверкой и коррекцией допущенных ошибок

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на дан- ном этапе

Организаторская, контролирующая, корректирующая

Основные виды деятельности учителя

Координация, контроль, коррекция (в случае необходимости) деятельности обучающихся

ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока

Длительность этапа

3—5 минут

Форма организации деятельно- сти обучающихся

Индивидуальная, коллективная

Функция / роль учителя на дан- ном этапе

Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооценкой

Основные виды деятельности учителя

Координирует деятельность обучающихся

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки. Домашнее задание с комментариями

 

 

 

Тема урока. Основные сведения о строении атомов.

Цель урока. Формирование умения определять состав атома и атомного ядра химического элемента на основе его положения в периодической таблице Д. И. Менделеева.

Проблемный вопрос урока. Как развивались понятия «атом» и «химический элемент»?

Каковы современные представления о строении атомов?

 

ХОД УРОКА

I.  Проверка домашнего задания

Вопросы и задания
  • Какую информацию можно извлечь из химической формулы вещества?
  • Дайте полную характеристику вещества по его формуле: а) метан СН4; б) сернистый газ SO2.

II.  Рассказ учителя

Знакомство обучающихся с развитием представлений о строении атома

Новый учебный материал раскрывается с опорой на содержание § 7—8 учебника.

Научные открытия конца XIX — начала XX века опровергли название «атом», в переводе с древнегреческого означающее «неделимый». Эти открытия доказали, что атом делим и имеет сложное строение. Резерфорд на основании результатов опытов по бомбардировке золотой фольги положительно заряженными альфа-частицами создал первую модель атома — планетарную. Ре- зерфорд предположил, что в центре атома содержится ядро, в котором сосредоточен весь положи- тельный заряд и практически вся масса атома; вокруг ядра подобно планетам Солнечной системы вращаются отрицательно заряженные электроны. Радиус ядра в 100 тысяч раз меньше радиуса всего атома.

Затем было установлено, что ядро также состоит из элементарных частиц — протонов и нейтронов. Сумма чисел протонов (Z) и нейтронов (N) в атоме называется массовым числом (А).

Задание

Определите число протонов, нейтронов и электронов в атоме фосфора с массовым числом 31. Современные приборы — сканирующие микроскопы — позволяют увидеть атомы и даже механически передвигать их. Манипулирование атомами относят к сфере нанотехнологии.

Лабораторный опыт. Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа.

Что произойдет с атомом, если изменить число протонов в его ядре? Такие процессы называются ядерными. При этом образуются другие химические элементы.

Что произойдет, если, не изменяя заряд ядра, изменить число нейтронов в ядре атома? Новый химический элемент не образуется, но полученные атомы будут иметь другую массу, отличную от массы исходных атомов. В результате такого процесса возникнут изотопы (в переводе с греческого изос — «одинаковый», топос — «место»)

Записи в тетради

Изотопы — разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковый заряд ядра, но разное массовое число.

Почему относительные атомные массы химических элементов в таблице Д. И. Менделеева имеют дробные значения? Это связано с тем, что в природе практически все химические элементы присутствуют в виде нескольких изотопов. Поэтому относительные атомные массы химических элементов являются средними значениями атомных масс природных изотопов с учетом их распространенности в природе. Например, хлор в природе состоит из двух изотопов — с массовым числом 35 (75%) и с массовым числом 37 (25%). Поэтому его относительная атомная масса равна 35,5.

Записи в тетради

Заряд ядра — основная характеристика атома.

Химический элемент — совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра.

 

I.       Систематизация пройденного материала

Выполнение заданий № 4 после § 7 учебника, № 1, 2, 5 после § 8 учебника с последующей само- или взаимопроверкой и, в случае необходимости, коррекцией допущенных ошибок.

II.    Подведение итогов

Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока.

Домашнее задание: § 7—8, выполнить задания в рабочей тетради: № 5—7 на с. 26—27.