ХИМИЯ – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,
величайшие завоевания разума будут сделаны
именно в этой области.(М. ГОРЬКИЙ)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Умения определять понятия «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «массовая доля элемента»; вычислять относительную молекулярную массу вещества и массовую долю химического элемента в соединениях; извлекать информацию о веществе из формулы соединения |
Умения использовать знаковое моделирование; осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта |
Понимание значимости естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач |
Решаемая учебная проблема |
Какую информацию можно извлечь из химической формулы? |
|
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Химическая формула, индексы и коэффициенты, относительная атомная масса (Ar), относительная молекулярная масса (Mr), массовая доля химического элемента |
|
Демонстрации. Лабораторные опыты |
|
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Универсальные (электронные книги, компьютер, интерактивная доска) |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
||
ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания) Проверка домашнего задания |
||
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъективного незнания. Умение адекватно воспринимать сообщения обучающихся |
|
Длительность этапа |
5—10 минут |
|
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного. Записи обучающихся в тетради |
|
Методы обучения |
Систематизирующая беседа |
|
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная мыслительная деятельность |
|
Функция / роль учителя на дан- ном этапе |
Организаторская, корректирующая. Учитель корректирует устные ответы обучающихся |
|
Основные виды деятельности учителя |
Коррекция, координация деятельности обучающихся |
|
ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Рассказ учителя |
||
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Осознанное восприятие рассказа учителя |
Длительность этапа |
15—20 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Вступительное слово учителя с элементами проблематизации. Устные ответы обучающихся на вопросы учителя. Обсуждение сказанного |
Методы обучения |
Систематизирующая беседа |
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на дан- ном этапе |
Организаторская, корректирующая. Мотивация учащихся к изучению конкретного содержания, создание условий для самостоятельно- го целеполагания |
Основные виды деятельности учителя |
Координация деятельности обучающихся |
ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала Систематизация пройденного материала |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Умение извлекать информацию из химической формулы |
Длительность этапа |
10—15 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного. Самостоятельная работа по извлечению информации из химических формул различных соединений |
Методы обучения |
Самостоятельная работа с последующей само- или взаимопроверкой и коррекцией допущенных ошибок |
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организаторская, контролирующая, корректирующая |
Основные виды деятельности учителя |
Координация, контроль, коррекция деятельности обучающихся |
ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока |
Длительность этапа |
3—5 минут |
Форма организации деятельности обучающихся |
Индивидуальная, коллективная |
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооценкой |
Основные виды деятельности учителя |
Координирует деятельность обучающихся |
Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам |
Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки. Домашнее задание с комментариями |
Тема урока. Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в соединении.
Цель урока. Формирование умения составлять химические формулы и извлекать информацию, заключенную в них.
Проблемный вопрос урока. Какую информацию можно извлечь из химической формулы?
Формирование понятий «химическая формула», «индекс», «коэффициент», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «массовая доля элемента» в соединении.
Новый учебный материал раскрывается с опорой на содержание § 6 учебника.
Запишите: а) четыре молекулы аммиака, если известно, что в состав его молекулы входят один атом азота и три атома водорода; б) пять молекул фосфорной кислоты, если известно, что в состав ее молекулы входят три атома водорода, один атом фосфора и четыре атома кислорода.
Запись массы атомов и молекул в граммах чрезвычайно громоздка и неудобна. Поэтому были введены понятия «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса»,
«массовая доля элемента» в соединении. Массу атома химического элемента и массу молекулы соединения сравнивают с массой самого легкого атома — водорода. Например, определено, что масса атома кислорода в 16 раз больше массы атома водорода, а масса молекулы воды — в 18 раз больше массы атома водорода. Таким образом, эти величины являются относительными.
Относительную атомную массу элемента обозначают Ar. В настоящее время за относительную атомную массу элемента принимают величину, показывающую, во сколько раз масса его атома больше 1/12 массы атома углерода. Значения относительных атомных масс химических
элементов указаны в соответствующих клетках таблицы Д.И.Менделеева:
Аналогично, относительную молекулярную массу соединения обозначают Mr. Относительные атомная и молекулярная массы не имеют размерности.
Записи в тетради Относительная молекулярная масса соединения равна сумме относительных атомных масс элементов, образующих вещество, с учетом числа атомов:
План характеристики вещества по его химической формуле:
Массовые доли элементов w(Э) в химическом веществе рассчитывают по формуле: где n — число атомов элемента в веществе; Ar(Э) — относительная атомная масса элемента Э; Mr(в-ва) — относительная молекулярная масса вещества. П р и м е р. Рассчитать массовые доли элементов в воде Н2О. |
Задание. Дайте полную характеристику серной кислоте H2SO4 по ее формуле в соответствии с предложенным планом.
Выполнение заданий № 1, 2, 6, 8 после § 6 учебника с последующей само- или взаимопроверкой и, в случае необходимости, коррекцией допущенных ошибок.
Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока.
Домашнее задание: § 6, выполнить задания в рабочей тетради: № 4 на с. 21, № 4, 6 на с. 23, № 9 на с. 24.