Урок 4. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярные массы. Массовая доля элемента в соединении

Технологическая карта по химии к учебнику О. С. ГАБРИЕЛЯНА 8 класс

Смотреть все за 8 класс...

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умения определять понятия «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса»,

«массовая доля элемента»; вычислять относительную молекулярную массу вещества и массовую долю химического элемента в соединениях; извлекать информацию о веществе из формулы соединения

Умения использовать знаковое моделирование; осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта

Понимание значимости естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач

Решаемая учебная проблема

Какую информацию можно извлечь из химической формулы?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Химическая формула, индексы и коэффициенты, относительная атомная масса (Ar), относительная молекулярная масса (Mr), массовая доля химического элемента

Демонстрации. Лабораторные опыты

 

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Универсальные (электронные книги, компьютер, интерактивная доска)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания)

Проверка домашнего задания

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъективного незнания. Умение адекватно воспринимать сообщения обучающихся

Длительность этапа

5—10 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного. Записи обучающихся в тетради

Методы обучения

Систематизирующая беседа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на дан- ном этапе

Организаторская, корректирующая. Учитель корректирует устные ответы обучающихся

Основные виды деятельности учителя

Коррекция, координация деятельности обучающихся

ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Рассказ учителя

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Осознанное восприятие рассказа учителя

 

 

 

Длительность этапа

15—20 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Вступительное слово учителя с элементами проблематизации. Устные ответы обучающихся на вопросы учителя. Обсуждение сказанного

Методы обучения

Систематизирующая беседа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на дан- ном этапе

Организаторская, корректирующая. Мотивация учащихся к изучению конкретного содержания, создание условий для самостоятельно- го целеполагания

Основные виды деятельности учителя

Координация деятельности обучающихся

ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала

Систематизация пройденного материала

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Умение извлекать информацию из химической формулы

Длительность этапа

10—15 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного. Самостоятельная работа по извлечению информации из химических формул различных соединений

Методы обучения

Самостоятельная работа с последующей само- или взаимопроверкой и коррекцией допущенных ошибок

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, контролирующая, корректирующая

Основные виды деятельности учителя

Координация, контроль, коррекция деятельности обучающихся

ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока

Длительность этапа

3—5 минут

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная, коллективная

Функция / роль учителя на данном этапе

Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооценкой

Основные виды деятельности учителя

Координирует деятельность обучающихся

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки. Домашнее задание с комментариями

 

Тема урока. Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в соединении.

Цель урока. Формирование умения составлять химические формулы и извлекать информацию, заключенную в них.

Проблемный вопрос урока. Какую информацию можно извлечь из химической формулы?

 

 

 

 

ХОД УРОКА

I.  Проверка домашнего задания

Вопросы и задания
  • Какова структура периодической таблицы Д.И.Менделеева? Что такое период? Что такое группа?
  • Расскажите об истории открытия какого-либо химического элемента и объясните этимологию его названия (индивидуальные презентации обучающихся).

II.  Рассказ учителя

Формирование понятий «химическая формула», «индекс», «коэффициент», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «массовая доля элемента» в соединении.

Новый учебный материал раскрывается с опорой на содержание § 6 учебника.

 

Задание

Запишите: а) четыре молекулы аммиака, если известно, что в состав его молекулы входят один атом азота и три атома водорода; б) пять молекул фосфорной кислоты, если известно, что в состав ее молекулы входят три атома водорода, один атом фосфора и четыре атома кислорода.

Запись массы атомов и молекул в граммах чрезвычайно громоздка и неудобна. Поэтому были введены понятия «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса»,

«массовая доля элемента» в соединении. Массу атома химического элемента и массу молекулы соединения сравнивают с массой самого легкого атома  —  водорода.  Например,  определено,  что масса атома кислорода в 16 раз больше массы атома водорода, а масса молекулы воды —        в 18 раз больше массы атома водорода. Таким образом, эти величины являются относительными.

Относительную атомную массу элемента обозначают Ar. В настоящее время за относительную атомную массу элемента принимают величину, показывающую, во сколько раз масса его атома больше 1/12 массы атома углерода. Значения относительных атомных масс химических

элементов указаны в соответствующих клетках таблицы Д.И.Менделеева:

Аналогично, относительную молекулярную массу соединения обозначают Mr. Относительные атомная и молекулярная массы не имеют размерности.

Записи в тетради

Относительная молекулярная масса соединения равна сумме относительных атомных масс элементов, образующих вещество, с учетом числа атомов:

 

План характеристики вещества по его химической формуле:

  • название вещества;
  • качественный состав;
  • тип вещества (простое или сложное);
  • количественный состав;
  • относительная молекулярная масса;
  • соотношение масс элементов в веществе;
  • массовые доли элементов в веществе.

Массовые доли элементов w(Э) в химическом веществе рассчитывают по формуле:

 где n — число атомов элемента в веществе;

Ar(Э) — относительная атомная масса элемента Э;

Mr(в-ва) — относительная молекулярная масса вещества.

П р и м е р. Рассчитать массовые доли элементов в воде Н2О.

 

 

 

Задание. Дайте полную характеристику серной кислоте H2SO4 по ее формуле в соответствии с предложенным планом.

I.       Систематизация пройденного материала

Выполнение заданий № 1, 2, 6, 8 после § 6 учебника с последующей само- или взаимопроверкой и, в случае необходимости, коррекцией допущенных ошибок.

II.    Подведение итогов

Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока.

Домашнее задание: § 6, выполнить задания в рабочей тетради: № 4 на с. 21, № 4, 6 на с. 23, № 9 на с. 24.

 

Postupi.online

 

Uchmet

Tetrika-school

Foxford

 

-----------

Создать интернет магазин на платформе InSales