ХИМИЯ – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,
величайшие завоевания разума будут сделаны
именно в этой области.(М. ГОРЬКИЙ)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Умения определять понятия «химический знак, или символ»; описывать табличную форму Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева; описывать положение элемента в таблице Д.И.Менделеева |
Умения создавать обобщения, классифицировать, использовать знаковое моделирование; структурировать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую |
Понимание единства и целостности естественнонаучной картины мира |
Решаемая учебная проблема |
Зачем нужен «химический язык»? |
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Периоды большие и малые. Группы и подгруппы — главная и побочная. Символы химических элементов |
Демонстрации. Лабораторные опыты |
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Универсальные (электронные книги, компьютер, интерактивная доска) |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
|
ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания) Проверка домашнего задания |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъективного незнания. Умение адекватно воспринимать сообщения обучающихся, вести дискуссию и аргументировать свою точку зрения |
Длительность этапа |
7—12 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного |
Методы обучения |
Систематизирующая беседа |
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на дан- ном этапе |
Организаторская, корректирующая. Учитель корректирует устные ответы обучающихся |
Основные виды деятельности учителя |
Коррекция, координация деятельности обучающихся |
ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Аналитическая работа |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Понимание этимологии названий химических элементов |
Длительность этапа |
15—20 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Устные ответы обучающихся на вопросы учителя. Обсуждение сказанного. Записи обучающихся в тетрадь |
Методы обучения |
Систематизирующая беседа |
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на дан- ном этапе |
Организаторская, корректирующая. Мотивация учащихся к изучению конкретного содержания, создание условий для самостоятельно- го целеполагания |
Основные виды деятельности учителя |
Координация деятельности обучающихся |
ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала Рассказ учителя |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Знание структуры периодической таблицы Д.И.Менделеева |
Длительность этапа |
10—15 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного. Самостоятельная работа с Периодической системой Д. И. Менделеева |
Методы обучения |
Лекция с элементами проблематизации. Систематизирующая беседа |
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на дан- ном этапе |
Организаторская, контролирующая, корректирующая |
Основные виды деятельности учителя |
Координация, контроль, коррекция деятельности обучающихся |
ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока |
Длительность этапа |
3—5 минут |
Форма организации деятельности обучающихся |
Индивидуальная, коллективная |
Функция / роль учителя на дан- ном этапе |
Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооценкой |
Основные виды деятельности учителя |
Координирует деятельность обучающихся |
Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам |
Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки. Домашнее задание с комментариями |
Тема урока. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов.
Цель урока. Формирование понятия о символах химических элементов. Знакомство со структурой периодической таблицы Д.И.Менделеева.
Проблемный вопрос урока. Зачем нужен «химический» язык? Какова структура Периодической системы Д.И.Менделеева?
Знакомство обучающихся с «химическим» языком, анализ этимологии названий химических элементов.
Новый учебный материал раскрывается с опорой на содержание § 5 учебника.
Каждый химический элемент обозначают химическим знаком, или символом, который на- ряду с названием химического элемента записан в периодической таблице Д.И.Менделеева. В качестве символов по предложению Й.Берцелиуса были приняты в большинстве случаев начальные буквы латинских названий химических элементов.
Записи в тетради
Обучающиеся заполняют таблицу «Названия и знаки химических элементов — металлов и неметаллов».
Название химического элемента |
Химический символ |
Произношение химического символа |
Азот |
N |
Эн |
… |
|
|
Найдите в периодической таблице Д.И.Менделеева химические элементы, в названиях которых можно выделить следующие этимологические начала.
Знакомство обучающихся со структурой периодической таблицы Д.И.Менделеева. Каждый химический элемент имеет свой порядковый номер в Периодической системе
Д. И. Менделеева. Короткопериодный вариант таблицы Д.И.Менделеева содержит семь периодов и восемь групп.
Период — горизонтальный ряд элементов, который начинается щелочным металлом и заканчивается благородным газом. 1, 2 и 3-й периоды называются малыми, они состоят из одного ряда. Периоды 4, 5, 6 и 7-й называют большими, они состоят из двух рядов. Внизу таблицы расположены 14 лантаноидов и 14 актиноидов.
Группа — вертикальный ряд элементов, обладающих сходными свойствами. Каждая группа состоит из главной и побочной подгрупп.
Целые группы элементов имеют общее название, отражающее их общие свойства, например щелочные металлы, галогены, благородные газы.
Помимо короткопериодной формы таблицы Д.И.Менделеева существуют также и другие формы, например длиннопериодная.
Подобно тому, как 33 буквы русского алфавита образуют десятки тысяч слов, так 118 химических элементов в различных сочетаниях создают более 100 миллионов различных веществ.
Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока.
Домашнее задание: § 5, выполнить задания № 1—3, 5 после § 5; № 3 на с. 18 в рабочей те- тради.