Урок 3. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Знаки химических элементов

Технологическая карта по химии к учебнику О. С. ГАБРИЕЛЯНА 8 класс

Смотреть все за 8 класс...

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умения определять понятия

«химический знак, или символ»; описывать табличную форму Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева; описывать положение элемента в таблице Д.И.Менделеева

Умения создавать обобщения, классифицировать, использовать знаковое моделирование; структурировать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую

Понимание единства и целостности естественнонаучной картины мира

 

 

 

Решаемая учебная проблема

Зачем нужен «химический язык»?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Периоды большие и малые. Группы и подгруппы — главная и побочная. Символы химических элементов

Демонстрации. Лабораторные опыты

 

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Универсальные (электронные книги, компьютер, интерактивная доска)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания)

Проверка домашнего задания

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъективного незнания. Умение адекватно воспринимать сообщения обучающихся, вести дискуссию и аргументировать свою точку зрения

Длительность этапа

7—12 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного

Методы обучения

Систематизирующая беседа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на дан- ном этапе

Организаторская, корректирующая. Учитель корректирует устные ответы обучающихся

Основные виды деятельности учителя

Коррекция, координация деятельности обучающихся

ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Аналитическая работа

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Понимание этимологии названий химических элементов

Длительность этапа

15—20 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Устные ответы обучающихся на вопросы учителя. Обсуждение сказанного. Записи обучающихся в тетрадь

Методы обучения

Систематизирующая беседа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на дан- ном этапе

Организаторская, корректирующая. Мотивация учащихся к изучению конкретного содержания, создание условий для самостоятельно- го целеполагания

Основные виды деятельности учителя

Координация деятельности обучающихся

 

 

 

ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала

Рассказ учителя

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Знание структуры периодической таблицы Д.И.Менделеева

Длительность этапа

10—15 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного. Самостоятельная работа с Периодической системой Д. И. Менделеева

Методы обучения

Лекция с элементами проблематизации. Систематизирующая беседа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на дан- ном этапе

Организаторская, контролирующая, корректирующая

Основные виды деятельности учителя

Координация, контроль, коррекция деятельности обучающихся

ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока

Длительность этапа

3—5 минут

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная, коллективная

Функция / роль учителя на дан- ном этапе

Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооценкой

Основные виды деятельности учителя

Координирует деятельность обучающихся

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки. Домашнее задание с комментариями

 

Тема урока. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов.

Цель урока. Формирование понятия о символах химических элементов. Знакомство со структурой периодической таблицы Д.И.Менделеева.

Проблемный вопрос урока. Зачем нужен «химический» язык? Какова структура Периодической системы Д.И.Менделеева?

 

ХОД УРОКА

I.  Проверка домашнего задания

Вопросы и задания
  • В чем главное отличие физических явлений от химических? Приведите примеры известных вам химических и физических явлений.
  • Послушайте и обсудите сообщения «Отрицательное значение химии» и «Положительное значение химии» (индивидуальные презентации обучающихся).
  • Охарактеризуйте основные этапы развития химии.

 

II.  Аналитическая работа

Знакомство обучающихся с «химическим» языком, анализ этимологии названий химических элементов.

Новый учебный материал раскрывается с опорой на содержание § 5 учебника.

Каждый химический элемент обозначают химическим знаком, или символом, который на- ряду с названием химического элемента записан в периодической таблице Д.И.Менделеева.       В качестве символов по предложению Й.Берцелиуса были приняты в большинстве случаев начальные буквы латинских названий химических элементов.

Записи в тетради

Обучающиеся заполняют таблицу «Названия и знаки химических элементов — металлов и неметаллов».

Название химического элемента

Химический символ

Произношение химического символа

Азот

N

Эн

 

 

 

 

 

Задание

Найдите в периодической таблице Д.И.Менделеева химические элементы, в названиях которых можно выделить следующие этимологические начала.

  • Свойства простых веществ, образованных химическими элементами (водород — «рож- дающий воду», фтор — «разрушающий» и др.).
  • Имена мифологических героев разных народов (тантал, прометий, титан и др.).
  • Географические начала: названия государств (галлий, германий, полоний, рутений и др.); частей света (европий, америций); городов (гафний — в честь Копенгагена, лютеций — в честь Парижа).
  • Астрономические начала (селен — в честь Луны, теллур — в честь Земли).
  • Имена великих ученых (кюрий, фермий, эйнштейний, менделевий).

III.  Рассказ учителя

Знакомство обучающихся со структурой периодической таблицы Д.И.Менделеева.  Каждый химический элемент имеет свой порядковый номер в Периодической системе

Д. И. Менделеева. Короткопериодный вариант таблицы Д.И.Менделеева содержит семь периодов и восемь групп.

Период — горизонтальный ряд элементов, который начинается щелочным металлом и заканчивается благородным газом. 1, 2 и 3-й периоды называются малыми, они состоят из одного ряда. Периоды 4, 5, 6 и 7-й называют большими, они состоят из двух рядов. Внизу таблицы расположены 14 лантаноидов и 14 актиноидов.

Группа — вертикальный ряд элементов, обладающих сходными свойствами. Каждая группа состоит из главной и побочной подгрупп.

Целые группы элементов имеют общее название, отражающее их общие свойства, например щелочные металлы, галогены, благородные газы.

Помимо короткопериодной формы таблицы Д.И.Менделеева существуют также и другие формы, например длиннопериодная.

Подобно тому, как 33 буквы русского алфавита образуют десятки тысяч слов, так 118 химических элементов в различных сочетаниях создают более 100 миллионов различных веществ.

Задания
  • Определите положение в Периодической системе Д.И.Менделеева (номер элемента, но- мер периода и его вид — большой или малый, номер группы и подгруппа — главная или побочная) следующих химических элементов: кремний, калий, золото, селен, железо.
  • Выполните задание № 1 на с. 17 рабочей тетради.
  1. Подведение итогов

Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока.

Домашнее задание: § 5, выполнить задания № 1—3, 5 после § 5; № 3 на с. 18 в рабочей те- тради.