ХИМИЯ – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,
величайшие завоевания разума будут сделаны
именно в этой области.(М. ГОРЬКИЙ)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Умения определять понятия «атом», «молекула», «химический элемент», «вещество», «простое вещество», «сложное вещество», «свойства веществ»; описывать и сравнивать предметы изучения естественнонаучных дисциплин и характеризовать основные методы изучения естественнонаучных дисциплин (наблюдение, эксперимент, моделирование); классифицировать вещества по составу (простые и сложные); различать тела и вещества, химический элемент и простое вещество; описывать формы существования химических элементов, свойства веществ; выполнять наблюдения и анализ свойств веществ и явлений, происходящих с веществами |
Умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; проводить наблюдение; структурировать, интерпретировать и преобразовывать информацию из одной формы в другую |
Понимание единства естественнонаучной картины мира; понимание связи между целью изучения химии и тем, для чего эта цель осуществляется |
Решаемая учебная проблема |
Зачем нужно изучать химию? |
|
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Наблюдение, эксперимент, моделирование. Предмет химии. Вещества простые и сложные. Свойства веществ. Химический элемент и формы его существования: свободные атомы, простые и сложные вещества |
|
Демонстрации. Лабораторные опыты |
Демонстрации. Модели (шаростержневые и Стюарта—Бриглеба) различных простых и сложных веществ. Коллекция стеклянной химической посуды. Коллекция материалов и изделий из них на основе алюминия. Лабораторные опыты. Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и растворов |
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Универсальные (электронные книги, компьютер, интерактивная доска) |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
||
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Диалог на уроке |
||
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Возникновение мотивов и интересов познавательной деятельности. Понимание общности естественных наук. Умение характеризовать общие для всех наук и специфические для химии методы познания |
|
Длительность этапа |
5—10 минут |
|
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного |
|
Методы обучения |
Систематизирующая беседа |
|
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная мыслительная деятельность |
|
Функция / роль учителя на дан- ном этапе |
Организаторская, корректирующая. Мотивация учащихся к изуче- нию конкретного содержания, создание условий для самостоятельно- го целеполагания |
|
Основные виды деятельности учителя |
Координация деятельности обучающихся. Создание условий для под- готовки к восприятию нового учебного материала |
|
ЭТАП 2. Организация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала Рассказ учителя |
||
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Развитие способности проводить наблюдения, умение описывать и характеризовать физические свойства веществ, отличать тела от веществ |
|
Длительность этапа |
20—25 минут |
|
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Устные ответы обучающихся на вопросы учителя. Обсуждение сказанного. Записи обучающихся в тетрадь |
|
Методы обучения |
Лекция с элементами проблематизации. Систематизирующая беседа |
|
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная мыслительная деятельность |
|
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организаторская, консультационная, координирующая. Обеспечить обучающимся ситуацию успеха в обучении |
|
Основные виды деятельности учителя |
Координация деятельности обучающихся |
|
ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала Диалог на уроке |
||
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Умение анализировать и структурировать информацию |
|
Длительность этапа |
10—15 минут |
|
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Выполнение лабораторных опытов с последующим обсуждением их результатов. Самостоятельное выполнение предложенных заданий |
|
Методы обучения |
Систематизирующая беседа |
|
Форма организации деятельности обучающихся |
Парная или групповая деятельность при выполнении лабораторного опыта, индивидуальная и коллективная мыслительная деятельность |
|
Функция / роль учителя на дан- ном этапе |
Организаторская, контролирующая, корректирующая |
|
Основные виды деятельности учителя |
Координация, контроль, коррекция (в случае необходимости) деятельности обучающихся |
|
ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание |
||
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока |
|
Длительность этапа |
3—5 минут |
|
Форма организации деятельности обучающихся |
Индивидуальная, коллективная |
|
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооценкой |
|
Основные виды деятельности учителя |
Координирует деятельность обучающихся |
|
Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам |
Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки. Домашнее задание с комментариями |
Тема урока. Химия — часть естествознания. Предмет химии. Вещества.
Цель урока. Знакомство обучающихся с предметом и задачами химии, методами химической науки. Формирование умений наблюдать и характеризовать объекты и явления.
Проблемный вопрос урока. Зачем нужно изучать химию?
Актуализация знаний обучающихся о методах познания, используемых при изучении естественных дисциплин.
Новый учебный материал раскрывается с опорой на содержание § 1.
Перечислите источники информации, которые вы используете в процессе обучения. Какие специфические источники информации, по вашему мнению, понадобятся вам при изучении химии?
Актуализация полученных при изучении естественных дисциплин знаний о веществах. Новый учебный материал раскрывается с опорой на содержание § 2.
Химия изучает вещества, их свойства и превращения.
Вещество — это то, из чего состоят физические тела. Многие вещества состоят из молекул, а молекулы — из атомов.
В настоящее время различают 118 видов атомов. Определенный вид атомов называют химическим элементом.
Вещества, образованные атомами одного химического элемента, называют простыми (благородные газы, водород, кислород, азот, железо, медь, алюминий).
Вещества, образованные атомами разных химических элементов, называют сложными (во- да, углекислый газ, глюкоза).
Различают следующие формы существования химического элемента:
Демонстрации. Модели (шаростержневые и Стюарта—Бриглеба) различных простых и сложных веществ. Коллекция стеклянной химической посуды. Коллекция материалов и изделий из них на основе алюминия.
Выполните задания № 5 после § 2 учебника и № 2 на с. 5 в рабочей тетради.
Записи в тетради |
Наблюдение — целенаправленное восприятие химических объектов (веществ, их свойств и превращений) с целью их изучения. Эксперимент — исследование, которое проводят в строго контролируемых и управляемых условиях. Моделирование — изучение объекта с помощью построения и изучения моделей, т.е. его заменителей, или аналогов. |
Раскрытие понятия «свойства вещества», сравнение физических свойств различных веществ.
Лабораторные опыты. Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и растворов.
Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока.
Домашнее задание: § 1, 2, выполнить задания № 4, 9, 10 после § 2, № 4 на с. 6 в рабочей тетради.