ХИМИЯ – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,
величайшие завоевания разума будут сделаны
именно в этой области.(М. ГОРЬКИЙ)
В дидактике существует несколько подходов к классификации уроков в зависимости от основного критерия классификации.
а) этапы учебного процесса. В соответствии с этим критерием, уроки делят на вводные, первичного ознакомления с материалом, формирования новых понятий, тренировочные, проверочные и др.;
б) по признаку основного способа проведения уроков: с разнообразными видами занятий, в виде лекций, или беседы, или самостоятельной работы, кино- и видеоуроки и др.;
в) классификация уроков по основной образовательной цели (или главной дидактической задаче) изучение нового материала, закрепление и повторение знаний и умений, контрольно-учетные и др. Эта классификация признана в теории и практике обучения как основная.
Известный отечественный дидакт М. А. Данилов отмечал: «…в бесконечном потоке множества уроков можно подметить известную повторяемость и выключить структуры уроков, встречающиеся чаще других». Под структурой учебного занятия понимается логическое взаиморасположение и связь его элементов, обеспечивающая целостность урока. В основе выделения этапов учебного занятия лежит логика процесса усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия
Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру, следующий:
Из этого набора этапов учитель создаёт самые разнообразные комбинации в соответствии с решаемыми на уроке задачами.
В дальнейшем мы будем придерживаться следующей классификации на основе главной дидактической задачи урока:
а) Уроки усвоения новых знаний и умений (изучение нового материала);
б) Уроки совершенствования и применения теоретических знаний и умений; в) Уроки обобщения и систематизации знаний;
г) Контрольно-учетные уроки;
д) Комбинированные (смешанные) уроки; е) Уроки «Практические работы».
Практика показывает, что структура урока не может быть аморфной, безликой, случайной, она должна отражать закономерности процесса обучения как явления действительности, логику процесса учения, закономерности мыслительной деятельности учащихся, логику преподавания химии как учебной дисциплины. Элементами структуры урока химии являются:
установление взаимосвязи качественной и количественной характеристик изучаемых химических объектов – веществ и реакций.