ХИМИЯ – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,
величайшие завоевания разума будут сделаны
именно в этой области.(М. ГОРЬКИЙ)
Важными элементами процесса обучения химии являются:
Школьное химическое образование базируется на изучении основных теоретических идеях:
Школьный курс химии включает в себя знакомство ученика с азами науки, законами, теориями, понятиями, что определяет формирование у ученика научной картины мира, разностороннему развитию личности, интереса к предмету, обеспечивает интеллектуальное развитие учеников. Курс химии включает две основные системы знания:
Из большого разнообразия веществ для изучения учениками в школе были выбраны такие:
Построение и содержание программы химии должны отвечать определенным учебным правилам, требованиям и идеям, которые взаимно дополняют друг друга.
Правила построения школьной программы по химии:
Первые представления о веществах и химических реакциях ученики получают в темах: «Первоначальные химические понятия», «Водород. Кислоты. Соли», «Вода. Основания. Растворы», «Кислород. Оксиды. Горение». Начальные знания ученики по данным вопросам изучаются на первых уроках химии. Полученные знания являются основой для изучения периодического закона и периодической системы. Развитие понятий о веществе и химической реакции формируется при изучении теории электролитической диссоциации. Улучшаются знания о периодическом законе, суммируется материал о классах неорганических соединений, о химических реакциях, протекающих в водных растворах, раскрываются их закономерности, углубляется сущность обменных и окислительно-восстановительных процессов. Систематический курс неорганической химии включает изучение металлов и неметаллов на основе теоретических знаний о строении атомов, о периодическом законе и периодической системе.
По нормативам Госстандарта основы изучения органической химии перенесены в материал 9-го класса. Базовую основу курса органической химии составляет теория строения органических веществ А.М. Бутлерова. В рассмотрение данной темы лежит идея генетического развития органических веществ от простых по составу и строению углеводородов до сложных белков. Направленность на гомологию веществ строится на изучении углеводов, жиров, белков, аминокислот, аминов.
Школьный курс химии заканчивается теоретическим суммированием и систематизацией знаний по неорганической и органической химии. Учителю нужно выбрать программу из разнообразия вариантов программ, которые будут сочетаться с обязательным минимумом содержания по химии, который не может рассматриваться как отдельный курс химии.
В основной школе варианты содержания изучения химии предложены в авторских программах, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации. Преподавательская деятельность учителя и результаты его учебно-воспитательной работы определяются школьной программой по химии. Объяснительная записка программы содержит задачи, цели и общие идеи, стоящие перед методикой обучения химии. Программа определяет: цель преподавания учебного предмета, раскрытие учебно-воспитательной задачи, которую необходимо изучить в процессе обучения, развитие и воспитание учеников. В основной части программы указываются законы, факты, понятия, теории науки, исторические сведения, знания технологического характера, которые должны изучить ученики. В месте с этим в основную часть программы включен комплект демонстрационных опытов и учебного эксперимента (лабораторные опыты и практические работы), примеры расчетных задач, которые ученики должны решать после прохождения курса. Этапы учебного курса выделены в отдельные темы. В каждой расписано примерное время на ее освоение. В завершающей части программы содержатся правила к результатам обучения.
Прохождение химии в средней школе проходит в рамках профильных курсов: гуманитарного, общеобразовательного и естественнонаучного.
В классах с гуманитарным профилем курс химии должен гарантировать освоение минимума химических знаний для того, чтобы выпускник средней школы мог разбираться в общественных и значимых проблемах, связанных с химией. Программа химии для школ гуманитарного профиля должна раскрывать суть химии как элемента человеческой культуры.
В классах с технико-технологическим профилем должны входить основные направления применения химии в различных областях производственной деятельности: сельском хозяйстве, строительстве, машиностроении. В силу разнообразия специальностей в которых требуются знания химии, проблемы могут изменяться в зависимости от производственного общества и возможностей школы. Это оставляется на выбор учителя.
В классах с общеобразовательным профилем курс химии основывается на двух важных теориях: периодическом законе (на основе учения о строении атомов) и теории химического строения веществ.
В классах с естественнонаучным профилем курс химии направлен на подготовку выпускников к продолжению обучения в высших учебных заведениях по специальностям, связанных с химией.
2007.