Психологические характеристики возрастных кризисов.

Возрастные кризисы — особые, относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии, ведущие к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.

Согласно Л.С.Выготскому, самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований. Их главное отличие от новообразований стабильных возрастов состоит в том, что они не сохраняются в том виде, в котором возникают в критический период, и не входят в качестве необходимого слагаемого в общую структуру будущей личности.

Возрастные кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития. Возникающая в результате возрастных кризисов более реалистическая жизненная позиция помогает человеку обрести новую относительно стабильную форму взаимоотношений с окружающим миром.

Кризис одного года:

Содержание кризиса одного года младенца связано со следующими моментами.

  • развитие ходьбы. Ходьба — основное средство передвижения в пространстве, основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.
  • появление первого слова: ребенок узнает, что каждая вещь имеет свое название, увеличение словаря ребенка, направление развития речи идет от пассивного к активному.0
  • у ребенка возникают первые акты протеста, противопоставления себя другим, так называемые гипобулические реакции, которые особенно выявляются, когда ребенку в чем-то отказано (кричит, падает на пол, отталкивает взрослых и т.п.).

В младенческом возрасте «...автономной речью, практическими действиями, негативизмом, капризами ребенок обособляется от взрослых настаивает на своей самости».

Кризис трех лет:

Один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Л.С.Выготский. Характеристики кризиса трех лет:

  • Негативизм (ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого)
  • Упрямство (реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались)
  • Строптивость (направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания, против навязывания образа жизни)
  • Своеволие, своенравие (связано с тенденцией к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам)

Кризис проявляется и в обесценивании требований взрослого. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Причины кризиса трех лет кроются в столкновении потребности действовать самому и потребности соответствовать требованиям взрослого, противоречие между «хочу» и «могу».

Кризис семи лет:

Кризис семи лет — это период рождения социального «Я» ребенка. Он связан с появлением нового системного новообразования — «внутренней позиции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка. Меняется и среда, и отношение ребенка к среде. Возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному успеху, положению, появляется уважение к себе. Происходит активное формирование самооценки. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, к перестройке потребностей и побуждений. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Все, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается ценным, то, что связано с игрой,— менее важным.

Переход ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с психологической готовностью ребенка к школе.

Кризис юности:

Период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления. Кризис возникает на рубеже школьной и новой взрослой жизни. Кризис проявляется в крушении жизненных планов, в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании. В кризисе юности молодые люди сталкиваются с кризисом смысла жизни.

Центральной проблемой становится нахождение молодым человеком индивидуального (отношение к своей культуре, к социальной реальности, к своему времени),авторство в становлении своих способностей, в определении своего собственного взгляда на жизнь. В юности происходит овладение профессией ,создание своей семьи, выбор своего стиля и своего места в жизни.

 

 

 

Кризис 30 лет:

Выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. Иногда происходит пересмотр собственной личности, приводящий к переоценке ценностей. Это означает, что жизненный замысел оказался неверным, что может привести к перемене профессии, уклада семейной жизни, к пересмотру своих отношений с окружающими людьми. Кризис 30лет нередко называют кризисом смысла жизни, в целом он знаменует переход от молодости к зрелости. Смысл — это то, что связывает цель и стоящий за ней мотив, это отношение цели к мотиву.

Проблема смысла возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, когда ее достижение не приводит к достижению предмета потребности,  т.е.когда цель была поставлена неверно.

Кризис 40лет:

Существует мнение, что средний возраст является временем тревоги депрессии, стресса и кризисов. Наблюдается осознание расхождения между мечтами, целями и действительностью. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни. Главные проблемы кризиса среднего возраста: убывание физических сил и привлекательности, сексуальность, ригидность. Исследователи видят причину кризиса взрослости в осознании человеком расхождения между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления.

Современные исследования показали, что в зрелые годы у многих людей наблюдается такое психологическое явление, как кризис идентичности. Под идентичностью понимается некая не тождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы, кем он является в глазах окружающих, какое место занимает в определенной социальной сфере, в обществе и т.д.

Кризис ухода на пенсию:

В поздней зрелости проявляется кризис ухода на пенсию. Сказывается нарушение режима и уклада жизни. Наблюдается невостребованность принести пользу людям, ухудшается общее здоровье, снижается уровень некоторых психических функций профессиональной памяти, творческого воображения, зачастую ухудшается и материальное положение. Кризис может осложниться утратой близких. Основная причина психологических переживаний в поздней старости состоит в противоречии психологических духовных и биологических возможностей человека.