ХИМИЯ – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,
величайшие завоевания разума будут сделаны
именно в этой области.(М. ГОРЬКИЙ)
Пояснительные и интерактивные методики преподавания. Дискуссия. Групповая работа. Ролевые игры. Стратегия решения проблем.
Прямое обучение - это термин, часто используемый для описания разнообразия целого класса пояснительной методики преподавания. Этот формат предусматривает, что преподаватель представляет большой массив учебного материала в хорошо структурированной форме лекции или презентации. Несмотря на то, что такой формат обучения заменяют другие, более интерактивные формы, но у такого подхода есть свои преимущества:
Прямая форма обучения предусматривает наличие материалов, которые позволяют ученикам более наглядно воспринимать информацию. Использование блок-схем или списка пунктов, которые будут обсуждаться, поможет лучшей концентрации.
Тем не менее, такой формат не всегда эффективен и имеет ряд ограничений:
Существует ряд исследований, свидетельствующих о том, что интенсивная подача материала в таком формате может негативно сказываться на процессе усвоения информации. Если слушатель в той или иной степени не включается в процесс обсуждения, то уже через 15 минут внимание ослабевает.
Дискуссия-это упорядоченный процесс личного общения, в котором люди обмениваются мнениями по конкретной теме с целью решения проблемы. Для того чтобы обмен идеями проходил эффективно, необходимо желание разговаривать друг с другом, слушать друг друга, выдвигать более одной точки зрения, намеренье развивать свои знания и понимание обсуждаемого вопроса.
Дискуссия может быть частью интегрированной системы стратегии обучения. Дискуссия помогает развить:
Если речь идет о работе с младшими школьниками, то обсуждение скорее может быть эффективным способом развития навыков взаимодействия: слушания других, уважения чужой точки зрения, вежливости в общении. В среднем школьном возрасте дискуссия помогает вербализировать мысли, строить высказывание в понятной для других форме.
Точно также как и лекция, дискуссия имеет ряд своих ограничений:
Организация работы учащихся в малых группах - это стратегия обучения, которая рекомендуется многими педагогами. Как и дискуссия, групповая работа опирается на участие. Иногда групповая работа не дает тех результатов, на которые надеялся преподаватель. Групповая работа предусматривает совместную работу учеников (студентов) без непосредственного вмешательства преподавателя, по крайней мере, в течение некоторого времени. Если преподаватель сможет структурировать среду обучения, это позволит работать группе более продуктивно. Групповая работа предусматривает также возможность каждому испытать на себе разные социально-коммуникационные роли.
Однако для организации групповой работы требуется большая подготовка со стороны педагога. Физическое обустройства классов в ряде случаев не позволяется организовать работу в малых группах таким образом, что они не мешали друг другу. Оптимальным количеством участников в одной группе считается 4-5 человек. Однородная группа (со сходными способностями, знаниями, мнениями) обеспечивает сплоченность, но более продуктивными с точки зрения педагогических результатов считаются гетерогенные группы.
Ролевая игра предлагает возможность использовать действие и обсуждение для изучения проблемной ситуации. Ролевая игра предлагает шанс посмотреть на проблему под другим углом, представив себя не тем человеком, каким являешься в жизни. Ролевые игры могут варьироваться от высоко структурированных, проходящих по заранее разработанному сценарию, до полуструктурированных, включающих спонтанные элементы.
Ролевые игры также как и групповая работа эффективны для развития навыков общения и принятия решений в различных социальных ситуациях. Ролевые игры можно использовать на всех уровнях обучения, от начальной и средней школы до вуза.
Для того чтобы ролевая игра была эффективной, важно, чтобы:
Выбор ролевой игры должен соответствовать возрасту, полу, уровню способностей и интересам. Как правило, использование ролевых игр в образовательном процессе начинается с использования высоко структурированных ролевых игр к более сложным, открытым формам. Требования ролевой игры должны быть понятны и заранее донесены до всех участников.
Еще одной педагогической стратегией является стратегия решения проблемы (problem-solving strategy), согласно которой преподавателем предлагается некая реальная (либо реалистичная) проблема, которая имеет много возможных решений. Такой подход помогает подойти к процессу обучения более комплексно.
Как правило, такая стратегия предусматривает следующую схему работы:
преподаватель должен представить существующие ограничения в решении. Все проблемы имеют некоторые заявленные или подразумеваемые ограничения. Задача педагога состоит в привлечении внимания учащихся к этим ограничениям.