Выбор стратегии относительно методов обучения

Пояснительные и интерактивные методики преподавания.  Дискуссия. Групповая работа. Ролевые игры. Стратегия решения проблем.

 

 

 

Прямое обучение - это термин, часто используемый для описания разнообразия целого класса пояснительной методики преподавания.  Этот формат предусматривает, что преподаватель представляет большой массив учебного материала в хорошо структурированной форме лекции или презентации. Несмотря на то, что такой формат обучения заменяют другие, более интерактивные формы, но у такого подхода есть свои преимущества:

  • прямое обучение позволяет достичь максимального контроля над средой обучения;
  • преподаватель имеет возможность контролировать содержание и последовательность подачи информации;
  • такой подход позволяет преподавателю сконцентрироваться на задачах и конечных результатах, которые должны быть достигнуты;
  • передача фактической информации невозможна без прямого обучения;
  • далеко не все студенты, а тем более школьники имеют навыки и опыт в поиске, организации и интерпретации информации;
  • психологически не все учащиеся могут сразу включиться в диалоговую форму, поэтому такая форма обучения помогает разумно снизить стресс в аудитории.

Прямая форма обучения предусматривает наличие материалов, которые позволяют ученикам более наглядно воспринимать информацию. Использование блок-схем или списка пунктов, которые будут обсуждаться, поможет лучшей концентрации.

Тем не менее, такой формат не всегда эффективен и имеет ряд ограничений:

  • прямое обучение в значительной степени зависит от способности слушателей воспринимать информацию на слух, выделять главное, делать заметки;
  • при такой форме обучения трудно учитывать индивидуальные различия между способностями учащихся, их знаниями, скоростью усвоения, уровнем понимания и интересом к предмету;
  • поскольку активное участие слушателей в таком формате ограничено, то ученик лишается возможности развивать свои социальные и межличностные навыки. Отсутствие необходимости активно и ответственно участвовать в занятиях снижает желание учащегося брать на себя ответственность за свое обучение.

Существует ряд исследований, свидетельствующих о том, что интенсивная подача материала в таком формате может негативно сказываться на процессе усвоения информации. Если слушатель в той или иной степени не включается в процесс обсуждения, то уже через 15 минут внимание ослабевает.

Дискуссия-это упорядоченный процесс личного общения, в котором люди обмениваются мнениями по конкретной теме с целью решения проблемы. Для того чтобы обмен идеями проходил эффективно, необходимо желание разговаривать друг с другом, слушать друг друга, выдвигать более одной точки зрения, намеренье развивать свои знания и понимание обсуждаемого вопроса.

Дискуссия может быть частью интегрированной системы стратегии обучения. Дискуссия помогает развить:

  • чувство ответственности за собственное обучение;
  • критическое мышление;
  • навыки анализа, синтеза и оценки, а не просто запоминания фактов;
  • понимание, опирающееся на реальный опыт;
  • групповую идентичность, навык поддержки друг друга в обучении.

Если речь идет о работе с младшими школьниками, то обсуждение скорее может быть эффективным способом развития навыков взаимодействия: слушания других, уважения чужой точки зрения, вежливости в общении. В среднем школьном возрасте дискуссия помогает вербализировать мысли, строить высказывание в понятной для других форме.

Точно также как и лекция, дискуссия имеет ряд своих ограничений:

  • дискуссия вряд ли будет продуктивной, если учащиеся не будут хорошо подготовлены. Непонимание ключевых понятий предмета или отсутствие навыков критического мышления не позволит присоединиться к обсуждению.
  • в любом классе или студенческой аудитории найдутся такие, которые будут доминировать в дискуссии, в то время как другие будут участвовать неохотно. В соответствии с этим, преподавателю необходимы отличные навыки ведения дискуссии.

Организация работы учащихся в малых группах - это стратегия обучения, которая рекомендуется многими педагогами. Как и дискуссия, групповая работа опирается на участие. Иногда групповая работа не дает тех результатов, на которые надеялся преподаватель. Групповая работа предусматривает совместную работу учеников (студентов) без непосредственного вмешательства преподавателя, по крайней мере, в течение некоторого времени. Если преподаватель сможет структурировать среду обучения, это позволит работать группе более продуктивно. Групповая работа предусматривает также возможность каждому испытать на себе разные социально-коммуникационные роли.

Однако для организации групповой работы требуется большая подготовка со стороны педагога. Физическое обустройства классов в ряде случаев не позволяется организовать работу в малых группах таким образом, что они не мешали друг другу. Оптимальным количеством участников в одной группе считается 4-5 человек. Однородная группа (со сходными способностями, знаниями, мнениями) обеспечивает сплоченность, но более продуктивными с точки зрения педагогических результатов считаются гетерогенные группы.

Ролевая игра предлагает возможность использовать действие и обсуждение для изучения проблемной ситуации. Ролевая игра предлагает шанс посмотреть на проблему под другим углом, представив себя не тем человеком, каким являешься в жизни.  Ролевые игры могут варьироваться от высоко структурированных, проходящих по заранее разработанному сценарию, до полуструктурированных, включающих спонтанные элементы.

Ролевые игры также как и групповая работа эффективны для развития навыков общения и принятия решений в различных социальных ситуациях. Ролевые игры можно использовать на всех уровнях обучения, от начальной и средней школы до вуза.

Для того чтобы ролевая игра была эффективной, важно, чтобы:

  • психологическая атмосфера в классе была поддерживающей и теплой;
  • перед тем, как приступать к ролевым играм, учащиеся нуждаются в практике по развитию аргументированных суждений и рефлексии.

Выбор ролевой игры должен соответствовать возрасту, полу, уровню способностей и интересам. Как правило, использование ролевых игр в образовательном процессе начинается с использования высоко структурированных ролевых игр к более сложным, открытым формам. Требования ролевой игры должны быть понятны и заранее донесены до всех участников.

Еще одной педагогической стратегией является стратегия решения проблемы  (problem-solving strategy), согласно которой преподавателем предлагается некая реальная (либо реалистичная) проблема, которая имеет много возможных решений. Такой подход помогает подойти к процессу обучения более комплексно.

Как правило, такая стратегия предусматривает следующую схему работы:

  • системное описание явления;
  • преподаватель должен сообщить, что уже известно о данной проблеме, очертить круг знаний, необходимых для ее понимания;
  • постановка проблемы. Учащиеся должны понимать, что они должны найти.
  • выбор единиц измерения и символов. Одним из ключевых аспектов решения проблем является обучение выбору, интерпретации и использованию единиц измерения и символов.

преподаватель должен представить существующие ограничения в решении. Все проблемы имеют некоторые заявленные или подразумеваемые ограничения. Задача педагога состоит в привлечении внимания учащихся к этим ограничениям.