История становления педагогики как научной дисциплины

Различие педагогики и обучения. Педагогические взгляды И. Канта. Концепция рационального человека А.М. Каменского. Разграничение обучения и воспитания в трактовке И.Ф. Гербарта. Бихевиористские педагогические подходы.  Педагогический конструктивизм Ж. Пиаже и Л. Выготского. Социальный конструктивизм и диалоговое обучение.

 

 

 

Историческое воззрение на деятельность педагогов и учителей

Еще в древнегреческом обществе существовало различие между деятельностью педагогов (paidagögus) и учителей (didáskalos). Первыми педагогами были рабы, часто ученые иностранцы, которым доверяли обучение членов семьи хозяева. Они сопровождали хозяйских сыновей на улице, следили за их питанием, сидели рядом с ними во время учебных занятий. Дети оставались на их попечении с семи лет до позднего подросткового возраста.

Платон говорит о педагогах как о людях, которые по возрасту и опыту способны руководить детьми и охранять их. Основная задача в отношении мальчиков заключалась в том, чтобы помочь им понять, сочетая личный пример, беседу и дисциплину, каким должен быть мужчина. Педагог был нравственным проводником, которому приходилось подчиняться. Он несет ответственность за все аспекты воспитания ребенка, от дикции до контроля сексуального поведения. Девочек воспитывали женщины, согласуясь с теми же принципами. Таков был обычай, который выходил далеко за пределы греческого общества. Римляне также поручали своих детей опеке верных рабов. Нравственное воспитание со стороны педагога было более значительным. Учитель только обучал наукам, а педагог учил, как следует себя вести в разных жизненных и социальных ситуациях, что было гораздо более важным в глазах родителей.

Концепция рационального человека Я. А. Коменского

Широкое обсуждение процесса обучения и воспитания в Европе начинается в XVI-XVII веках. Именно в этот период появляется профессиональная литература по методике обучения. В этот период издается «Великая дидактика» Яна Амоса Коменского, которая является одной из важнейших книг сформировавших педагогическую науку. Впервые книга издана на чешском языке в 1648 году, а на латыни в 1657 году. Коменcкий считал, что главная задача обучения – это воспитание рационального человека, который может управлять природой и самим собой. Только стремясь к совершенству, человек может приблизиться к отражению Творца.  Коменский разработал основные принципы педагогики, многие из которых остаются актуальными и сегодня:

  • обучение должно соответствовать уровню развития ученика;
  • обучение основывается на чувствах;
  • нужно двигаться от частного к общему, от простого к сложному, от известного к неизвестному;
  • преподавание не должно охватывать слишком много предметов и тем одновременно;
  • преподавание должно идти плавно и систематично.

Педагогические взгляды И. Канта и И.Ф. Гербарта

Различие между учителями и педагогами, образованием и нравственным руководством стало предметом для дискуссий на протяжении многих веков. Иммануил Кант (1724-1804) в работе «О педагогике», опубликованной в 1803 году, говорил следующее: «Воспитание — это уход за ребенком, а когда он подрастет — формирование его духовного облика. Последнее предполагает, во-первых, негативное воздействие: формирование способности к внутреннему самопринуждению, уберегающему от проступков. Во-вторых, формирование духовного облика предполагает позитивное воздействие: информирование и педагогическое руководство, обеспечивающее нравственное воспитание. Педагогическое руководство означает консультирование по поводу того, как применять на практике приобретенные ребенком познания. Отсюда различие между просто информатором, каковым является школьный учитель, и воспитателем, который осуществляет педагогическое руководство. Первый обучает только для школы, второй воспитывает для жизни» [5]. Проблема, поставленная Кантом, является актуальной и по сей день.  Несмотря на постоянное развитие педагогических методов не всегда удается увязывать разнообразные знания, получаемые в стенах учебного заведения с потребностями реальной жизни.

Теоретиком педагогики является и преемник Канта на кафедре философии в университете Кенигсберга Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841). В центре его педагогической теории находится идея разграничения обучения, как передачи знаний, которые развивают существующие склонности, и прививает полезные навыки и воспитания, как формирования характера с целью улучшения человека. По его мнению, внешние воздействия, такие, как наказание или осуждение учащихся, не являются наиболее важными инструментами образования. Напротив, надлежащее преподавание является единственным надежным средством, которое обязательно приведет к успехам учащихся. Гербарт  извлек дидактику из общей теории образования и сделал ее самостоятельной дисциплиной, ориентированной на методику преподавания и осуществление контроля за успеваемостью. Работы Гербарта вызвали широкий резонанс по всей Европе, что в итоге привело к более широкому понимаю необходимости изучения исторического опыта преподавания, связи образования и практики, поисков новых форм контроля.

Бихевиоризм и конструктивизм в педагогике

В дальнейшем педагогика стала развиваться в контексте научения через повторение, поощрение и наказание. Такой подход развивался в традиции бихевиоризма, самими известными сторонниками которой были И.П. Павлов и Б. Скиннер. Хотя эта модель и подходит для определенных видов школьного обучения - например, повторения таблиц умножения, заучивания правил, отработке автоматических действий. Но подход, в котором вознаграждение или наказание компенсирует отсутствие интереса и удовлетворения от обучения, не может быть продуктивным для более сложных  уровней обучения. Такой подход часто описывается как ориентированный на учителя. Учитель обладает необходимым набором знаний и требует их повторения от учеников.

Конструктивисты, такие как французский психолог и педагог Ж.Пиаже, наблюдали, как дети, взаимодействуя с природой и естественными событиями, постепенно сами познают действительность. В результате такого рода наблюдений возникла идея о том, что обучение должно строиться во взаимодействии с окружающей средой, через поиск примеров уже известным объяснениям мира (ассимиляция) и корректировку взглядов, если какие-либо явления не соответствуют принятым объяснениям (адаптация). Модель конструктивизма, предложенная Пиаже построена на обучении посредством опыта. Это подразумевает, что роль учителя сосредотачивается не на транслировании информации, а на создании благоприятной среды для обучения. Такой подход ориентирован на ученика.

Принципов конструктивизма придерживался и Л.С. Выготский. Но в отличие от Пиаже, внимание в процессе обучения должно быть сосредоточено не только на инструментальной стороне мира, но и на языковых символах. Такой подход называют также социальным конструктивизмом поскольку:

  • в изучении каждого инструмента важна его социальная составляющая, инструменты были изобретены до нас другими людьми, в определенном социальном и историческом контексте;
  • мы наследуем язык и другие виды символического представления (например, математические символы, карты) от нашей культуры;
  • мы взаимодействуем с другими людьми в процессе обучения, включая диалог с учителями или другими опытными наставниками.

Значительный шаг социального конструктивизма в развитии педагогической науки состоит в том, что процесс обучения не просто ориентирован на ученика, это сложная система диалога между учителем и учеником.

Исследователи педагогических стратегий в 1960-70-х годах отметили тенденцию относительно процесса коммуникации в учебном классе. Несмотря на распространение конструктивизма, занятия, как и прежде, строились в основном на монологе учителя. Это повлекло за собой серию исследований относительного того, почему сами учащиеся не хотят включаться в процесс решения проблемы и предпочитают пассивную позицию. Необходимы были какие-то педагогические решения, которые бы мотивировали ученика к диалогу. Эти наблюдения напрямую связаны с принципами теории Выготского. Понятие «диалогическое обучение» стало использоваться для описания методик обмена между учителем и учениками, которые бы позволяли оптимизировать процесс привлечения обучающихся как активных и вдумчивых участников. Основой такого подхода стало понимание, что диалог в любой дисциплине должен строиться на рассмотрении разных точек зрения относительно общества, отношений, ценностей. Это помогает развивать критическое мышление.

Значимым аспектом социального конструктивизма в педагогике является установление взаимосвязи между опытом и тем, как он передается через слова и другие символы. Некоторые формы символического представления более абстрактны, другие менее. Например, алгебра более абстрактна, чем арифметика. Отдельные формы представления являются мультисенсорными и больше напоминают опыт. Известно, что в соответствии с каналами усвоения информации всех людей можно разделить на аудиалов, визуалов и кинестетов. Соответственно язык и символ  одновременно и одинаковый и разный. Одно и тоже понятие один учащийся воспринимает лучше как написанное слово, другой – как речь, третий – как невербальный акт. Социальная конструктивизм закладывает основы личностно-ориентированного обучения.

Дети младшего возраста, в частности, находят абстрактные представления трудными для понимания и нуждаются в реальных примерах. На более поздних ступенях развития необходим переход к абстрактным понятиям, которые объясняют явление в целом, а не только в конкретных ситуациях.

Еще одним важным достижение педагогической науки в XX веке является установление необходимости связи обучения и практики. Учеба часто воспринимается как отчужденная деятельность. Учащийся редко принимает решение относительно того, что и как изучать. Он потребляет готовый продукт, делает то, что требует учитель и в обмен получает оценку.  Инновационные педагогические методы должны предлагать такие решения, которые позволяли бы получать ученику внутреннюю удовлетворенность, не полагаясь исключительно на внешние выгоды и санкции.