ХИМИЯ – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,
величайшие завоевания разума будут сделаны
именно в этой области.(М. ГОРЬКИЙ)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Умения определять понятия «химические явления», «физические явления»; объяснять сущность химических явлений (с точки зрения атомно-молекулярного учения) и их принципиальное отличие от физических явлений; характеризовать роль химии в жизни человека; роль российских ученых в развитии химической науки |
Умения осуществлять сравнение, определять причинно-следственные связи, создавать обобщения, классифицировать, делать выводы; структурировать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую |
Понимание единства естественнонаучной картины мира и значимости естественнонаучных знаний в практической жизни |
Решаемые учебные проблемы |
Существует ли принципиальное отличие физических явлений от химических? Возможна ли жизнь современного человека без достижений химической науки? Достижения химии — это благо или беда со- временной цивилизации? |
|
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Химические явления, физические явления. Достижения химии и их правильное использование |
|
Демонстрации. Лабораторные опыты |
Демонстрации. Взаимодействие мрамора с кислотой и помутнение известковой воды. Лабораторные опыты. Сравнение скорости испарения воды, одеко- лона и этилового спирта с фильтровальной бумаги |
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Универсальные (электронные книги, компьютер, интерактивная доска) |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
|
ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания) Проверка домашнего задания |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъективного незнания |
Длительность этапа |
5—10 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного |
Методы обучения |
Систематизирующая беседа |
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организаторская, корректирующая. Учитель корректирует устные ответы обучающихся |
Основные виды деятельности учителя |
Коррекция, координация деятельности обучающихся |
ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Диалог на уроке |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Возникновение познавательных мотивов. Понимание сущности химических процессов и их принципиального отличия от физических процессов |
Длительность этапа |
5—10 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Выполнение лабораторных опытов и обсуждение их результатов. Записи обучающихся в тетрадь |
Методы обучения |
Химический эксперимент. Систематизирующая беседа, самостоятельная работа |
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная мыслительная деятельность, парная или групповая деятельность при проведении лабораторного опыта |
Функция / роль учителя на дан- ном этапе |
Организаторская, консультационная, координирующая. Обеспечить обучающимся ситуацию успеха в обучении |
Основные виды деятельности учителя |
Координация деятельности обучающихся. Создание условий для подготовки к восприятию нового учебного материала |
ЭТАП 3. Организация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала Диалог на уроке |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Раскрытие диалектического единства понятий «хемофилия» и «хемофобия» |
Длительность этапа |
10—15 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного |
Методы обучения |
Систематизирующая беседа |
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на дан- ном этапе |
Организаторская, корректирующая |
Основные виды деятельности учителя |
Координация деятельности обучающихся |
ЭТАП 4. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала Аналитическая работа |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Умение анализировать и структурировать информацию |
Длительность этапа |
10—15 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Самостоятельное изучение текста и иллюстративного материала учебника, составление плана-конспекта § 4 с последующим обсуждением |
Методы обучения |
Метод самостоятельной работы, систематизирующая беседа |
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организаторская, контролирующая, корректирующая |
Основные виды деятельности учителя |
Координация, контроль, коррекция (в случае необходимости) деятельности обучающихся |
ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание |
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока |
Длительность этапа |
3—5 минут |
Форма организации деятельности обучающихся |
Индивидуальная, коллективная |
Функция / роль учителя на данном этапе |
Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооценкой |
Основные виды деятельности учителя |
Координирует деятельность обучающихся |
Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам |
Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки. Домашнее задание с комментариями |
Тема урока. Превращения веществ. Роль химии в жизни общества. Краткий очерк истории развития химии.
Цель урока. Выявление сущности химических явлений и их отличия от физических явлений; понимание роли химии в жизни человека, знакомство с историей развития химии.
Проблемный вопрос урока. Возможна ли жизнь современного человека без достижений химической науки? Достижения химии — это благо или беда современной цивилизации?
Актуализация знаний обучающихся о превращениях веществ. Раскрытие сущности химических явлений и их главного отличия от физических явлений.
Новый учебный материал раскрывается с опорой на содержание § 3—4 учебника.
Демонстрации. Взаимодействие мрамора с кислотой и помутнение известковой воды.
Лабораторные опыты. Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги.
Записи в тетради |
Физические явления — это явления, в результате которых изменяются размеры, форма тел или агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным. Химические явления — это явления, в результате которых из одних веществ образуются другие. |
Раскрытие диалектического единства понятий-антонимов «хемофилия» и «хемофобия».
Формирование представлений обучающихся о химии как одной из древнейших естественных наук. Воспитание чувства гордости за российскую химическую науку.
Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока.
Домашнее задание: § 3—4, выполнить задания № 4, 5 после § 3, № 3, 4 после § 4, № 3, 4 на с. 12—13 рабочей тетради.