Урок 2. Превращения веществ. Роль химии в жизни общества. Краткий очерк истории развития химии

Технологическая карта по химии к учебнику О. С. ГАБРИЕЛЯНА 8 класс

Смотреть все за 8 класс...

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умения определять понятия «химические явления», «физические явления»; объяснять сущность химических явлений (с точки зрения атомно-молекулярного учения) и их принципиальное отличие от физических явлений; характеризовать роль химии

в жизни человека; роль российских ученых в развитии химической науки

Умения осуществлять сравнение, определять причинно-следственные связи, создавать обобщения, классифицировать, делать выводы; структурировать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую

Понимание единства естественнонаучной картины мира и значимости естественнонаучных знаний в практической жизни

Решаемые учебные проблемы

Существует ли принципиальное отличие физических явлений от химических? Возможна ли жизнь современного человека без достижений химической науки? Достижения химии — это благо или беда со- временной цивилизации?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Химические явления, физические явления. Достижения химии и их правильное использование

Демонстрации. Лабораторные опыты

Демонстрации. Взаимодействие мрамора с кислотой и помутнение известковой воды.

Лабораторные опыты. Сравнение скорости испарения воды, одеко- лона и этилового спирта с фильтровальной бумаги

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Универсальные (электронные книги, компьютер, интерактивная доска)

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания)

Проверка домашнего задания

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъективного незнания

Длительность этапа

5—10 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного

Методы обучения

Систематизирующая беседа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, корректирующая. Учитель корректирует устные ответы обучающихся

Основные виды деятельности учителя

Коррекция, координация деятельности обучающихся

ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Диалог на уроке

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Возникновение познавательных мотивов. Понимание сущности химических процессов и их принципиального отличия от физических процессов

Длительность этапа

5—10 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Выполнение лабораторных опытов и обсуждение их результатов. Записи обучающихся в тетрадь

Методы обучения

Химический эксперимент. Систематизирующая беседа, самостоятельная работа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная мыслительная деятельность, парная или групповая деятельность при проведении лабораторного опыта

Функция / роль учителя на дан- ном этапе

Организаторская, консультационная, координирующая. Обеспечить обучающимся ситуацию успеха в обучении

Основные виды деятельности учителя

Координация деятельности обучающихся. Создание условий для подготовки к восприятию нового учебного материала

ЭТАП 3. Организация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала

Диалог на уроке

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Раскрытие диалектического единства понятий «хемофилия» и «хемофобия»

Длительность этапа

10—15 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного

Методы обучения

Систематизирующая беседа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на дан- ном этапе

Организаторская, корректирующая

Основные виды деятельности учителя

Координация деятельности обучающихся

 

 

 

ЭТАП 4. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала

Аналитическая работа

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Умение анализировать и структурировать информацию

Длительность этапа

10—15 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Самостоятельное изучение текста и иллюстративного материала учебника, составление плана-конспекта § 4 с последующим обсуждением

Методы обучения

Метод самостоятельной работы, систематизирующая беседа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, контролирующая, корректирующая

Основные виды деятельности учителя

Координация, контроль, коррекция (в случае необходимости) деятельности обучающихся

ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока

Длительность этапа

3—5 минут

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная, коллективная

Функция / роль учителя на данном этапе

Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооценкой

Основные виды деятельности учителя

Координирует деятельность обучающихся

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки. Домашнее задание с комментариями

 

Тема урока. Превращения веществ. Роль химии в жизни общества. Краткий очерк истории развития химии.

Цель урока. Выявление сущности химических явлений и их отличия от физических явлений; понимание роли химии в жизни человека, знакомство с историей развития химии.

Проблемный вопрос урока. Возможна ли жизнь современного человека без достижений химической науки? Достижения химии — это благо или беда современной цивилизации?

 

ХОД УРОКА

I.  Проверка домашнего задания

Вопросы и задания
  • Что изучает химия? Охарактеризуйте методы изучения, которые используются при изучении химии.
  • Что такое вещество? Сравните понятия «простое вещество» и «сложное вещество».
  • Приведите примеры высказываний, в которых о кислороде (азоте, фторе, сере) говорится как о химическом элементе и как о простом веществе.
  • Поясните на конкретных примерах связь между свойствами вещества и его применением.

 

II.  Диалог на уроке

Актуализация знаний обучающихся о превращениях веществ. Раскрытие сущности химических явлений и их главного отличия от физических явлений.

Новый учебный материал раскрывается с опорой на содержание § 3—4 учебника.

Вопросы и задания
  • Приведите примеры физических явлений. Какие изменения могут происходить в процессе физических явлений с телами и веществами, их образующими?
  • Какие изменения происходят с веществами в процессе химических явлений? В чем заключается принципиальное отличие химических явлений от физических?
  • Заполните таблицу «Физические и химические явления» на с. 13 рабочей тетради.

Демонстрации. Взаимодействие мрамора с кислотой и помутнение известковой воды.

Лабораторные опыты. Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги.

 

Записи в тетради

Физические явления — это явления, в результате которых изменяются размеры, форма тел или агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным.

Химические явления — это явления, в результате которых из одних веществ образуются другие.

III.  Диалог на уроке

Раскрытие диалектического единства понятий-антонимов «хемофилия» и «хемофобия».

 

 

 

Вопросы и задания
  • Приведите примеры положительного и отрицательного влияния химии на жизнь человека. Заполните таблицу «Отношение людей к химии» на с. 10 рабочей тетради.
  • Как вы считаете, можно ли уменьшить отрицательное влияние химии на окружающую среду? Если да, то каким образом, по вашему мнению, это можно сделать?

IV.  Аналитическая работа

Формирование представлений обучающихся о химии как одной из древнейших естественных наук. Воспитание чувства гордости за российскую химическую науку.

Задания
  • Прочитайте текст 4 и составьте его развернутый план.
  • Как вы считаете, внесли ли какой-либо вклад в развитие химической науки алхимики? Аргументируйте свою точку зрения.
  • Оцените вклад российских химиков в развитие мировой химической науки. Заполните таблицу «Великие русские химики» на с. 11 рабочей тетради.

V.  Подведение итогов

Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока.

Домашнее задание: § 3—4, выполнить задания № 4, 5 после § 3, № 3, 4 после § 4, № 3, 4 на с. 12—13 рабочей тетради.