Подготовка учителя к уроку химии

Тематическое планирование. Планирование учебной работы учителя химии является важным звеном в подготовке урока. Планирование — это творческая деятельность учителя, состоящая из предварительной разработки годового тематического плана, а также планов и конспектов отдельных уроков.

 Годовой тематический план охватывает весь учебный материал по курсу с учетом распределения времени в течение всего учебного года. В годовом плане намечаются общие задачи обучения химии, предусматривается совокупность учебной работы в системе с учетом особенностей класса и уровня подготовки учащихся, определяется место учебных экскурсий, примерное направление внеклассной работы. В годовом плане отражен главный его компонент – тематическое планирование химии, то есть, разработка планов изучения программных тем. Материал курса на год разбивается на отдельные темы и уроки, особо выделяются практические, контрольно- учетные, уроки обобщения и систематизации знаний.

Основная работа учителя химии над составлением плана состоит в следующей последовательности:

  1. Ознакомление с учебной программой.
  2. Ознакомление с содержанием учебника.
  3. Подбор и просмотр дополнительной литературы.
  4. Осмысление связей материала темы с другими темами курса и с другими предметами.
  5. Разбивка каждой темы на уроки.
  6. Выделение в плане практических занятий, контрольных работ, уроков обобщения и систематизации знаний, экскурсий.
  7. Составление перечня учебно-наглядных пособий к теме.
  8. Текстовое оформление плана.

Самая простая форма планирования охватывает лишь содержание курса и ограничивает процесс планирования распределением учебного материала по темам и отдельным урокам в примерном соответствии с тем количеством часов, которое предусмотрено в программе. Наиболее сложная форма планирования напоминает поурочные рабочие планы учителя, потому что включает формулировки целей обучения, воспитания, развития для каждого урока; краткое изложение содержания; ведущие методы урока; оборудование к уроку; материал для повторения; домашние задания и нередко другие детали уроков.

Часто форма тематического плана устанавливается школой. Таким образом, формы тематического планирования не могут быть раз и навсегда установленными. Годовой тематический план должен соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта. Годовой план обычно визируется заместителем директора по учебной части и утверждается директором школы.

 

 

 

Подготовка каждого урока химии — это большой творческий труд учителя. Она начинается с анализа предыдущих уроков исходя из намеченных целей. Далее ставится вопрос, каким будет следующий урок, определяются внутрипредметная связь и триединые задачи, характер организации познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выбор эффективной совокупности методов и средств обучения.

При подготовке к уроку химии учитель:

-определяет место данного урока в системе уроков (внутрипредметная связь), руководствуясь программой и тематическим планом, выявляет связи урока с другими уроками и предметами – биологией, физикой, математикой и др. (межпредметная связь);

-определяет и уточняет объем и содержание учебной информации, которая будет изучена учениками, по учебнику и дополнительной литературе;

-изучает методическую литературу по теме урока;

-определяет структуру урока, выделяя главную дидактическую задачу, выбирает тип урока, определяет суть новых понятий и углубление уже изученных;

-определяет    методику    выполнения    химических    опытов    с                                  обязательным предварительным их проведением;

-выявляет другие средства обучения, в том числе информационные, наглядные пособия, тексты заданий, задач и т. д.;

-моделирует последовательность хода урока.

-составляет план или конспект урока;

 План-конспект урока учителя – это более общая форма проекта урока, которая составляется по усмотрению учителя. Независимо от выбранной формы записи в плане необходимо отразить:

а) тему урока;

б) цели урока и перечень средств обучения;

в) вопросы, которые будут предложены учащимся;

г) тексты или номера задач заданий, упражнений для проверки или закрепления знаний и умений;

д) тезисное содержание нового материала по пунктам (вопросам);

е)   даты,   константы,   термины,   определения,   формулы,                уравнения                реакций, фамилии ученых — все то, что учитель не надеется удержать в памяти;

ж) перечень химических опытов или иной наглядности с указанием их места на уроке;

з) домашнее задание.

 Конспект урока — наиболее полное и подробное изложение урока. Конспекты составляются студентами вузов в ходе педагогической практики в школе, молодыми учителями, а также во время подготовки открытых уроков или в случае введения новых программ. В конспекте должен быть изложен весь учебно-воспитательный процесс, осуществляемый на уроке (прогнозируемый по минутам): организация класса, постановка задач, вопросы учителя и предполагаемые ответы учащихся (при постановке проблемных вопросов), тексты задач с решениями, содержание нового материала, подробное описание химических опытов, содержание самостоятельной работы учащихся и способы ее организации. В конспекте отражается весь ход урока, деятельность учителя (схема записи материала на доске, перечень указаний для учеников и т.д.) и учащихся. Чтобы конспектом было удобно пользоваться, рекомендуется при его написании оставлять широкие поля, на которые следует выносить различные замечания по ходу урока (отмечать длительность отдельных элементов урока, даты, термины, константы и т.д.). Полезно при написании конспекта пользоваться цветными фломастерами, маркерами или ручками (например, красным цветом выделять вопросы, которые будут задавать учащимся по ходу урока; зеленым – записи на доске).

 Определение целей урока определяет его эффективность. Главную дидактическую цель урока в значительной мере определяет тип урока, его формы, дидактические средства. Любое действие учителя на уроке направлено на достижение конкретной, продуманной цели. Достижение образовательных целей можно проконтролировать уже по ходу урока, при проведении проверочной работы или на этапе закрепления. Достижение общепедагогических целей (воспитание, развитие учащихся) непосредственно проконтролировать трудно, об их достижении можно судить косвенно. Общепедагогические цели учителя обычно определяют к изучению всей темы. Практика показывает, что учителя без затруднений формулируют методические и дидактические цели и с большим трудом — общепедагогические. В результате этого цели воспитания и развития оказываются неконкретными, носят случайный характер, а на уроке недостаточно полно используется воспитывающий и развивающий потенциал предмета, средств, методов и форм обучения.

Требования к дидактической цели урока состоят в следующем:

  • четкое определение образовательных задач каждого урока;
  • рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
  • внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
  • рациональное сочетание разнообразных видов, форм, методов и методических приемов;
  • творческий подход к формированию структуры урока;
  • сочетание различных форм коллективной и индивидуальной деятельности учащихся;
  • обеспечение оперативной    обратной    связи,    действенного               контроля         и управления;
  • научный расчет и мастерство проведения урока.

Требования к воспитательной направленности урока:

  • определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности учащихся на уроке, ориентация на реально достижимые воспитательные цели;
  • воспитание у учащихся нравственных ценностей, формирование жизненно необходимых качеств: внимательности, самостоятельности, ответственности, обязательности, аккуратности и др.

К постоянно реализуемым на всех уроках требованиям развития учащихся относятся:

  • развитие положительных    мотивов    учебно-познавательной               деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;
  • развитие логических операций мышления на установление причинно- следственных взаимосвязей дидактического химического треугольника «состав– строение–свойства»;
  • обеспечение условий для дальнейшей эволюции названного треугольника в квадрат: «состав–строение–свойства–применение», пятиугольник: «состав–строение– свойства–применение–получение» и шестиугольник: «состав–строение–свойства– применение–получение–нахождение в природе».

Алгоритм   подготовки   учителя   к   уроку   химии   можно проиллюстрировать следующим образом: Кроме выше упомянутых требований к уроку химии выделяются и другие: организационные, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися,    сотрудничества,    а   также    санитарно-гигиенические    и определяемые правилами техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории).

 Основные этапы планирования урока и подготовки к нему учителя

Содержание этапов подготовки учителя к уроку

1

Разработка системы уроков по теме или разделу

2

Определение    образовательных    и    воспитательных     задач                              и                                    целей

данного урока

3

Определение оптимального объема учебного материала, разделение

его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей

4

Разработка   структуры     урока.    Определение   его    типа    и                          наиболее

целесообразных методов обучения на нем

5

Определение связей данного материала с другими предметами и

использование этих связей при изучении нового материала по химии

6

Подбор     дидактических      средств     урока     (кино-видео-фрагментов,

карточек, плакатов, схем и т.д.)

7

Планирование записей и зарисовок на доске

8

Своевременная проверка оборудования для химического эксперимента

и их предварительная постановка

9

Определение объема и форм самостоятельной работы на уроке

10

Определение форм и приемов закрепления материала на уроке и дома,

приемов обращения и систематизации знаний

11

Определение     форм     и     методики     контроля     знаний                               учащихся, составление списка учащихся, знаний которых надо проверить на

данном уроке

12

Определение содержания, объема и формы домашнего задания

13

Определение формы подведения итогов урока

14

Определение внеклассной работы по данной теме

 Таким образом, каждый урок химии должен быть направлен на решение учебно- воспитательных задач через планирование и дальнейшую реализацию, определяющуюся содержанием, структурой, применяемыми методами и способами организации урока.