Классификация типов урока по химии и их характеристика

В дидактике существует несколько подходов к классификации уроков в зависимости от основного критерия классификации.

  • Например, одна из применяемых классификаций состоит в следующем:

а) этапы учебного процесса. В соответствии с этим критерием, уроки делят на вводные, первичного ознакомления с материалом, формирования новых понятий, тренировочные, проверочные и др.;

б) по признаку основного способа проведения уроков: с разнообразными видами занятий, в виде лекций, или беседы, или самостоятельной работы, кино- и видеоуроки и др.;

в) классификация уроков по основной образовательной цели (или главной дидактической задаче) изучение нового материала, закрепление и повторение знаний и умений, контрольно-учетные и др. Эта классификация признана в теории и практике обучения как основная.

  • Некоторые авторы в основу классификации уроков берут два признака и более, что значительно усложняет классификацию, делая ее менее определенной: урок-беседа, урок-упражнение, урок-лекция и т. д.
  • Третья классификация основана на характере деятельности учителя и учащихся: лекция, семинар, зачет, конференция, КВН, путешествии, устный журнал, деловая игра, диспут, творческий отчет, консультация, конкурс, аукцион, соревнование, общественный смотр знаний, педагогическое ателье, с применением компьютера
  • Следующая классификация уроков представлена в работах М.И.Махмудова. Он предлагает классифицировать уроки по цели организации занятий общепедагогической целью, характером изучаемого материала и уровнем обученности учащихся. В соответствии с этим подходом все уроки делятся на 4 типа:
    • урок изучения нового материала,
    • урок совершенствования знаний, умений и навыков,
    • комбинированный урок,
    • урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
  • Следующая классификация уроков (по В.А.Онищук) практически не отличается от предыдущей:
    • урок усвоения новых знаний,
    • урок усвоения навыков и умений,
    • урок применения знаний, умений и навыков,
    • урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков,
    • урок обобщения и систематизации знаний.

 

 

 

Известный отечественный дидакт М. А. Данилов отмечал: «…в бесконечном потоке множества уроков можно подметить известную повторяемость и выключить структуры уроков, встречающиеся чаще других». Под структурой учебного занятия понимается логическое взаиморасположение и связь его элементов, обеспечивающая целостность урока. В основе выделения этапов учебного занятия лежит логика процесса усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия

Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру, следующий:

  1. организационный этап
  2. этап проверки домашнего задания
  3. этап актуализации субъектного опыта учащихся
  4. этап изучения новых знаний и способов деятельности
  5. этап первичной проверки понимания изученного
  6. этап закрепления изученного
  7. этап применения изученного
  8. этап обобщения и систематизации
  9. этап контроля и самоконтроля
  10. этап коррекции
  11. этап информации о домашнем задании
  12. этап подведения итогов занятия
  13. этап рефлексии

Из этого набора этапов учитель создаёт самые разнообразные комбинации в соответствии с решаемыми на уроке задачами.

В дальнейшем мы будем придерживаться следующей классификации на основе главной дидактической задачи урока:

а) Уроки усвоения новых знаний и умений (изучение нового материала);

б) Уроки совершенствования и применения теоретических знаний и умений; в) Уроки обобщения и систематизации знаний;

г) Контрольно-учетные уроки;

д) Комбинированные (смешанные) уроки; е) Уроки «Практические работы».

Практика показывает, что структура урока не может быть аморфной, безликой, случайной, она должна отражать закономерности процесса обучения как явления действительности, логику процесса учения, закономерности мыслительной деятельности учащихся, логику преподавания химии как учебной дисциплины. Элементами структуры урока химии являются:

  • актуализация имеющихся у учеников знаний;
  • формирование новых понятий и способов действия;
  • сочетание теории и химического эксперимента, определение их роли и места на уроке;

установление взаимосвязи качественной и количественной характеристик изучаемых химических объектов – веществ и реакций.