Содержание, цели, структура химического образования в средней школе.

Важными элементами процесса обучения химии являются:

 

  1. цели обучения;
  2. суть предмета;
  3. способы и средства;
  4. деятельность учителя и ученика, и получаемые при этом результаты.

 

Школьное химическое образование базируется на изучении основных теоретических идеях:

 

 

  • атомно-молекулярное учение,
  • теория электролитической диссоциации,
  • механизм и условия протекания химических реакций,

 

  • периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева,

 

  • теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.

 

Школьный курс химии включает в себя знакомство ученика с азами науки, законами, теориями, понятиями, что определяет формирование у ученика научной картины мира, разностороннему развитию личности, интереса к предмету, обеспечивает интеллектуальное развитие учеников. Курс химии включает две основные системы знания:

  • систему знаний о веществе;
  • систему знаний о химических реакциях.

Из большого разнообразия веществ для изучения учениками в школе были выбраны такие:

  • вещества имеющие важное научное значение (кислород, водород, вода, основания, соли);
  • вещества имеющие важное практическое значение ( иониты, мыла, и др.);
  • вещества имеющие важную роль в неживой и живой природе;
  • вещества на примере которых можно иметь представления о технологических процессах и химических производствах (аммиак, серная и азотная кислота, этилен, и др.);
  • вещества показывающие достоинства современной науки и производства (катализаторы, синтетические каучуки и волокна, и др.).

 

Построение и содержание программы химии должны отвечать определенным учебным правилам, требованиям и идеям, которые взаимно дополняют друг друга.

Правила построения школьной программы по химии:

 

  • правило научности обуславливает выбор в учебной программе законов, теорий, явлений, фактов и вопросов, которые научно доказаны и не вызывают сомнений;

 

  • правило доступности обуславливает уровень и меру научной информации, список методов исследований этой науки, для того чтобы ученики, разных возрастных особенностей и меры приобретенных знаний, которые смогли усвоить весь материал учебника;

 

  • правило систематичности обуславливает определенное построение содержания школьного курса, логику, последовательность изложения материала от известного к неизвестному, от простого к сложному (дедукция и индукция);

 

  • правило системности обуславливает отражение в учебнике единой системы научных знаний с фактами, связями, теориями и т.д.;

 

  • правило историзма обуславливает наличие в учебнике примеров развития науки и ее методологии, вклада ученых в разные открытия, суть этих открытий и т.д.;

 

  • правило связи обучения с жизнью, с практикой обуславливает использование в учебниках примеров практического знания химии, что в большой степени обеспечивает интерес ученика к химии - мотивирует  ученье.

 

 

 

    Первые представления о веществах и химических реакциях ученики получают в темах: «Первоначальные химические понятия», «Водород. Кислоты. Соли», «Вода. Основания. Растворы», «Кислород. Оксиды. Горение». Начальные знания ученики по данным вопросам  изучаются на первых уроках химии. Полученные знания являются основой для изучения периодического закона и периодической системы. Развитие понятий о веществе и химической реакции формируется при изучении теории электролитической диссоциации. Улучшаются знания о периодическом законе, суммируется материал о классах неорганических соединений, о химических реакциях, протекающих в водных растворах, раскрываются их закономерности, углубляется сущность обменных и окислительно-восстановительных процессов. Систематический курс неорганической химии включает изучение металлов и неметаллов на основе теоретических знаний о строении атомов, о периодическом законе и периодической системе.

По нормативам Госстандарта основы изучения органической химии перенесены в материал 9-го класса. Базовую основу курса органической химии составляет теория строения органических веществ А.М. Бутлерова. В рассмотрение данной темы лежит идея генетического развития органических веществ от простых по составу и строению углеводородов до сложных белков. Направленность на гомологию веществ строится на  изучении углеводов, жиров, белков, аминокислот, аминов.

Школьный курс химии заканчивается теоретическим суммированием и систематизацией знаний по неорганической и органической химии. Учителю нужно выбрать программу из разнообразия вариантов программ, которые будут сочетаться с обязательным минимумом содержания по химии, который не может рассматриваться как отдельный курс химии.

В основной школе варианты содержания изучения химии предложены в авторских программах, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.  Преподавательская деятельность учителя и результаты  его учебно-воспитательной работы определяются школьной программой по химии. Объяснительная записка программы содержит задачи, цели и общие идеи, стоящие перед методикой обучения химии. Программа определяет: цель преподавания учебного предмета, раскрытие учебно-воспитательной задачи, которую необходимо изучить в процессе обучения, развитие и воспитание учеников.  В основной части программы указываются законы, факты, понятия, теории науки, исторические сведения, знания технологического характера, которые должны изучить ученики. В месте с этим в основную часть программы включен комплект демонстрационных опытов и учебного эксперимента (лабораторные опыты и практические работы), примеры расчетных задач, которые ученики должны решать после прохождения курса. Этапы учебного курса выделены в отдельные темы.  В каждой расписано примерное время на ее освоение. В завершающей части программы содержатся правила к результатам обучения.

Прохождение химии в средней школе проходит в рамках профильных курсов: гуманитарного, общеобразовательного и естественнонаучного.

В классах с гуманитарным профилем курс химии должен гарантировать освоение минимума химических знаний  для того, чтобы выпускник средней школы мог разбираться в общественных и  значимых проблемах, связанных с химией. Программа химии для школ гуманитарного профиля должна раскрывать суть химии как элемента человеческой культуры.

В классах с технико-технологическим профилем должны входить основные направления применения химии в различных областях производственной деятельности: сельском хозяйстве, строительстве,  машиностроении. В силу разнообразия специальностей в которых требуются знания химии, проблемы могут изменяться в зависимости от производственного общества и возможностей школы. Это оставляется на  выбор учителя.

В классах с общеобразовательным профилем курс химии основывается на  двух важных теориях: периодическом законе (на основе учения о строении атомов) и теории химического строения веществ.

В классах с естественнонаучным профилем курс химии направлен на подготовку выпускников к продолжению обучения в высших учебных заведениях по специальностям, связанных с химией.

 

 

 

 

Литература

 

 

  1. Кузнецова, Н.Е. Методика преподавания химии / Н.Е.Кузнецова, В.П, Гаркунов, Д.П. Ерыгин и др. – М.: Просвещение, 1984. – 415 с
  2. Методика преподавания химии / Под ред. Н.Е.Кузнецовой. – М.: Просвещение, 1984 г. – 416 с.

 

 

  1. Минченков, Е.Е. Совершенствование умений совершать умственные действия // Химия в школе, 2000 г. №1,с. 10-16; №3, с. 19-25.
  2. Общая методика обучения химии / Под ред. Р.Г. Ивановой.М.: Дрофа,

 

2007.

 

  1. Общая методика обучения химии. Содержание и методы обучения химии: пособие для учителей / Цветков Л.А., Иванова Р.Г, Полосин В.С. и др. – М. Просвещение, 1981. – 224 с.