ХИМИЯ – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,
величайшие завоевания разума будут сделаны
именно в этой области.(М. ГОРЬКИЙ)
Технология изучения химии как педагогической науки являет собой науку, которая находится на границе химической и психолого-педагогической наук.
Предмет курса — раздел школьной направленности, тематика и структура которого являет собой неповторимую педагогическую конструкцию, а также процесс изучения учениками химии при взаимодействии учителя. Методика обучения химии находится в тесной взаимосвязи с психолого-педагогическими, химическими, общественными и другими дисциплинами.
Технология обучения химии как науки определяется следующими вопросами:
учеников химии.
Целью общего химического образования является обеспечение усвоения каждым учеником знаний и умений, необходимых для использования в повседневной и трудовой деятельности, так и для получения дальнейшего химического образования.
Цели и содержание химического образования зафиксированы в учебных программах, учебниках, учебных пособиях по химии.
Преподавание – это деятельность учителя, направленная на передачу химической информации ученикам, руководство их познавательной деятельностью, обучению практических навыков, развитию творческих способностей и формирование основ научного мировоззрения.
Техника обучения химии – это педагогическая наука, исследующая содержание школьного курса химии и доступном его усвоению у учеников. Техника обучения химии решает ряд проблем:
Техника обучения химии имеет свою историю. Развитие техники обучения химии всегда было взаимосвязано с уровнем химической науки. Все выдающиеся химики своей эпохи в основном были преподавателями и вели преподавательскую деятельность основываясь на созданные ими теоретических идей. Методика химии как наука могла быть сформирована только после образования химии как науки. В далеком прошлом знания записывали на рукописях, некоторые из них сохранились до настоящего времени (например сочинения алхимиков).
Техника обучения химии как наука в России образовалась в середине 18 века. Основателем этой науки является М. В. Ломоносов, первый профессор химии в России, первый русский ученый, пропагандист и энциклопедист. Подвиг М.В. Ломоносова заключался в том, что он определил химию как науку о составе, свойствах и превращении веществ. Он разработал курс «Введение в истинную физическую химию» на основе атомистического учения. Ломоносов был одним из величайших изобретателей в истории химии. Осознавая значение и роль химии, ее место среди наук изучающих природу, он первым стал называть химию наукой. В 1745 году Ломоносов разработал точный план химической лаборатории, определяя ее наличие как обязательное условие успешности химического исследования.
Другим крупным ученым в становлении техники химии является Д. И. Менделеев. Заслуга Д.И. Менделеева состоит в том, что он составил принципы построения и изложения курса химии, актуальные и в настоящее время. Менделеев является автором первого русского учебника «Органическая химия», где сформулировал учение о предмете. Это позволило ученому систематизировать большое число органических соединений различных классов.
Дальнейшая заслуга становлении методики химии как науки принадлежит А. М. Бутлерову. Методические взгляды А.М. Бутлерова изложены во «Введении к полному изучению органической химии» и в «Основных понятиях химии».
Развитие методики преподавания химии в средней школе России связано с именем выдающегося методиста-химика С.И. Созонова, который был учеником Д.И. Менделеева. С.И. Созонов в преподавании химии в школе уделял большое значение химическому эксперименту, считая это основным методом изучения химии учениками. Он так же ввел применение практических занятий в школе.
Другим выдающимся методистом-химиком был В.Н. Верховский. Делом всей его жизни была не наука химия, а ее преподавание. В 1918 году Верховский заведовал кафедрой неорганической химии в педагогическом институте (г. Петроград), а в 1922 г. он был утвержден в звании профессора, а в 1938 году ему присудили ученую степень доктора педагогических наук. Он стал первым в истории доктором педагогических наук по методике обучения химии. Новый этап развития советской школы начался в 1931 г., когда В.Н. Верховским была создана программа по химии и издан первый учебник «Неорганическая химия». Л.М. Сморгонский и Я.Л. Гольдфарб издали учебник «Органическая химия» и «Сборник задач и упражнений по химии». В 1935 году была выпущена «Методика преподавания химии».
Школьный курс химии переживает изменения. В 1932 году В.Н. Верховский составил программу для 6-8 классов. В 1933 году он совместно с Л.М. Сморгонским составил программу для 9 классов по органической химии и для 10 кл. – по аналитической. В 1934 году преподавание химии в 6 классах было снято, а в 1936 году была исключена аналитическая химия. Была поставлена задача – подготовить учеников к жизни, последующие повышение уровня общего и политехнического образования. Возникла новая система школ: начальная, восьмилетняя, одиннадцатилетняя средняя общеобразовательная трудовая, политехническая и сменная. К этому времени появились новые учебники: С.Г. Шаповаленко, Ю.В. Ходакова, В.М. Верховского, Д.М. Кирюшкина.
Основное место в решение вопросов изучения естественнонаучного образования в технике преподавания химии в средней школе принес автор учебников и учебных пособий химик-методист Д. М. Кирюшкин. С 1932 г. обучение химии проводилось по «Учебной книге по химии», которая явилась основой для создания первого советского учебника по химии, по которому российская средняя школа проработала до 1949 года.
В 1980-х годах вся средняя школа СССР училась по одинаковому учебному плану и стандартным программам, обязательным для всех школ, поэтому методическая подготовка во всех педагогических вузах страны также была единой. Программа состояла из двух разделов – лекционного и практического. Система школьного химического эксперимента являла собой основу химического практикума.
Школьное химическое образование испытало существенное изменение, это повлекло за собой необходимость в перестройке учебного плана в соответствии с Госстандартом.