Психология развития и возрастная психология

К основным задачам возрастной психологии и психологии развития относятся  теоретические и прикладные аспекты науки. Теоретические вопросы включают:

  1. Построение общей концепции психологического развития в онтогенезе;
  2. Построение периодизаций онтогенетического развития. Выделение отдельных возрастных стадий и их научное психологическое описание.

          Прикладные аспекты:

  1. Разработка современных методов исследования и развития психических процессов и свойств растущего человека, адаптация методов к возрастным особенностям развивающейся личности.
  2. Применение теоретических выводов и результатов исследований в реальных, изменяющихся процессах воспитания и развития, их интеграция и детерминация.

          В возрастной психологии выделяют четыре основных раздела:

  1. Перинатальная психология (от зачатия до рождения);
  2. Детская психология (от рождения до 17 лет);
  3. Психология взрослых, зрелых возрастов;
  4. Геронтология или психология пожилого возраста.

          Разделение это условное. Интенсивность развития современных научных исследований позволяет выделять на современном этапе: пренатальный период (пренатальная стимуляция), отдельно психологию изучения возрастных кризисов, дробление детской психологии на более короткие периоды (младший школьник, взрослый школьник, младший подросток, ранняя юность и т.д.). Данная дифференциация только увеличивает объём научных исследований, расширяя диапазон возрастной психологии и психологии развития.

Возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза.

 

 

 

Предметом возрастной психологии является возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.

Предмет науки определяет её основные проблемы:

  • проблема факторов психического развития: эволюционных и революционных изменений;
  • проблема критериев развития;
  • проблема методов изучения возрастных особенностей развития, их стандартизации и адаптирования для разных возрастных периодов;
  • проблема соотношения когнитивных и личностных изменений в общем психическом развитии;
  • проблема педагогической фасилитации процесса развития, вляние стихийных и организованных процессов обучения и воспитания на развитие ребёнка.

Методологические основы организации психологического исследования в возрастной психологии. Требования к методам возрастной психологии.

Комплекс методов исследования в  возрастной психологии состоит из многочисленных блоков методик, используемых в общей, дифференциальной и социальной психологии.

Из общей психологии: методы изучения когнитивных процессов (восприятия, памяти, воображения, внимания, мышления и речи) и личностных изменений (возрастные изменения познавательных процессов и их преобразованиях: мотивация, сознание, интериоризация и др.).

Из дифференциальной психологии возрастная психология опирается на методы изучения индивидуальных и возрастных различий (метод гомозиготных и гетерозиготных близнецов, методы средовой обусловленности детерминации психики и т.д.).

Из социальной психологии – возрастная психология использует методы изучения межличностных отношений в различных детских группах, взаимодействие между детьми и взрослыми (наблюдение, опрос, интервью, социометрические методы, социально – психологический эксперимент и др.).

Таким образом, методы психологии развития интегрируются из одной области психологической науки в другую.

Стратегии исследования в возрастной психологии: метод поперечных срезов, лонгитюдный метод, комбинированный (когортно-последовательный). Формирующая стратегия в исследовании психического развития в онтогенезе. Кросс – культурные и биографические исследования. Метод наблюдения в работе с детьми и принципы, особенности и специфика его организации. Эксперимент возрастной психологии, его виды, специфика изучения динамических процессов. Метод беседы, особенности организации и обработки данных  в возрастной психологии. Виды и формы беседы. Метод изучения продуктов деятельности и его значение в работе с детьми. Социометрический метод и специфика его организации в исследовании детских межличностных отношений. Тесты: их виды и возможности использования в практической работе. Использование проективных методов в возрастной психологии. Метод ситуационного анализа: психологическая способность, функция изучается относительно условий, в которых она возникает или проявляется. Метод моделирования (воссоздания) какой-либо психической реальности: ситуации, состояния и т.д..

Использование в практике возрастных исследований психофизиологических методов (изучение условных рефлексов); психогенетических методов (близнецовый метод в решении вопроса о влиянии наследственности (гетерозиготной, гомозиготной) и среды на развитие психики ребенка); исторических методов (дневниковые записи).

Основные приемы оценки и интерпретации результатов психологического исследования: количественный и качественный анализ.