ХИМИЯ – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,
величайшие завоевания разума будут сделаны
именно в этой области.(М. ГОРЬКИЙ)
К основным задачам возрастной психологии и психологии развития относятся теоретические и прикладные аспекты науки. Теоретические вопросы включают:
Прикладные аспекты:
В возрастной психологии выделяют четыре основных раздела:
Разделение это условное. Интенсивность развития современных научных исследований позволяет выделять на современном этапе: пренатальный период (пренатальная стимуляция), отдельно психологию изучения возрастных кризисов, дробление детской психологии на более короткие периоды (младший школьник, взрослый школьник, младший подросток, ранняя юность и т.д.). Данная дифференциация только увеличивает объём научных исследований, расширяя диапазон возрастной психологии и психологии развития.
Возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза.
Предметом возрастной психологии является возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.
Предмет науки определяет её основные проблемы:
Методологические основы организации психологического исследования в возрастной психологии. Требования к методам возрастной психологии.
Комплекс методов исследования в возрастной психологии состоит из многочисленных блоков методик, используемых в общей, дифференциальной и социальной психологии.
Из общей психологии: методы изучения когнитивных процессов (восприятия, памяти, воображения, внимания, мышления и речи) и личностных изменений (возрастные изменения познавательных процессов и их преобразованиях: мотивация, сознание, интериоризация и др.).
Из дифференциальной психологии возрастная психология опирается на методы изучения индивидуальных и возрастных различий (метод гомозиготных и гетерозиготных близнецов, методы средовой обусловленности детерминации психики и т.д.).
Из социальной психологии – возрастная психология использует методы изучения межличностных отношений в различных детских группах, взаимодействие между детьми и взрослыми (наблюдение, опрос, интервью, социометрические методы, социально – психологический эксперимент и др.).
Таким образом, методы психологии развития интегрируются из одной области психологической науки в другую.
Стратегии исследования в возрастной психологии: метод поперечных срезов, лонгитюдный метод, комбинированный (когортно-последовательный). Формирующая стратегия в исследовании психического развития в онтогенезе. Кросс – культурные и биографические исследования. Метод наблюдения в работе с детьми и принципы, особенности и специфика его организации. Эксперимент возрастной психологии, его виды, специфика изучения динамических процессов. Метод беседы, особенности организации и обработки данных в возрастной психологии. Виды и формы беседы. Метод изучения продуктов деятельности и его значение в работе с детьми. Социометрический метод и специфика его организации в исследовании детских межличностных отношений. Тесты: их виды и возможности использования в практической работе. Использование проективных методов в возрастной психологии. Метод ситуационного анализа: психологическая способность, функция изучается относительно условий, в которых она возникает или проявляется. Метод моделирования (воссоздания) какой-либо психической реальности: ситуации, состояния и т.д..
Использование в практике возрастных исследований психофизиологических методов (изучение условных рефлексов); психогенетических методов (близнецовый метод в решении вопроса о влиянии наследственности (гетерозиготной, гомозиготной) и среды на развитие психики ребенка); исторических методов (дневниковые записи).
Основные приемы оценки и интерпретации результатов психологического исследования: количественный и качественный анализ.