Педагогика и андрагогика

Появление андрагогики как науки. Основные отличия принципов педагогики и андрагогики.  Этапы и закономерности педагогического процесса. Основные категории дидактики. Единство образовательной, обучающей и воспитательной функции обучения.

 

 

 

Термины «педагогика» и «андрагогика» греческого происхождения. Только педагогика по сути призвана руководить ребенком, а андрагогика - это правила обучения взрослого. Андрагогика – это искусство и наука помощи взрослым учиться.

Вплоть до 50-ых годов прошлого столетия все педагогические исследования были сосредоточены на исключительно на обучении детей. Ученые не проявляли интереса к тому, что взрослые тоже учатся. Термин «андрагогика», хотя и был известен с 1833 года благодаря немецкому ученому Александру Каппу, но практически не использовался. Дискуссии и практические разработки в этом направлении появляются во второй половине XX века. Одним из основных пропагандистов развития теории андрагогики был американский педагог Малькольм Ноулз, которого заинтересовали различные характеристики взрослых учащихся, которые указывают влияние не только на учебную мотивацию, но и на способность к обучению. На протяжении столетий педагогика (обучение детей) основывалась на насильственной мотивации. Реализовать такую модель для взрослых практически невозможно. В связи с этим, основной задачей андрогогики является исследование влияния на мотивацию взрослых учащихся.

В работе «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики» Ноулз сформулировал пять ключевых положений педагогики для взрослых:

  • взрослые учащиеся самостоятельны;
  • они используют прошлый опыт в качестве ресурса для обучения;
  • взрослые готовы учиться тому, что соответствует их социальным ролям;
  • знания и навыки, полученные в процессе обучения взрослые готовы применить на практике немедленно;
  • взрослые обладают изначально высокой мотивацией обучения.

Взрослые сами контролируют свой опыт и отвечают за собственное обучение. Как правило, процесс вовлечения в учебный процесс гораздо выше, поскольку взрослый человек имеет представление о том, какие знания он хочет приобрести.

Взрослые учащиеся имеют явно больше опыта, чем дети. Их опыт становится главным ресурсом обучения, чем более развиты у них личные качества, чем богаче и разнообразнее опыт, тем больших результатов они могут добиться в обучении.

Какие знания больше всего интересуют взрослых? Естественно, взрослые учащиеся ищут информацию, которая была бы полезна им в  личном развитии и профессиональной среде. Эта аудитория требует, чтобы их обучение соответствовало их реальным жизненным проблемам и задачам,  чтобы их образование повысило уровень производительности и помогло им жить лучше, испытывать большее удовлетворение.

Готовность взрослых к обучению может быть вызвана буквально чем угодно: внезапным изменением жизни, необходимостью более успешного решения профессиональных задач и проблем, стремлением к самосовершенствованию и саморазвитию. Взрослые должны понимать зачем учатся.  Как только они отвечают на этот вопрос, они готовы приступить к учебе.

Что мотивирует взрослых находить время для обучения в своем плотном графике? В основном внутренние причины: самооценка, стремление к лучшему качеству жизни, любопытство, саморазвитие, признание - это лишь несколько факторов, которые мотивируют взрослых. Нет необходимости говорить о том, что внутренние стимулы являются гораздо более мощными, чем внешние, и, таким образом, взрослые, чаще всего, более удовлетворены процессом обучения, они более целенаправленны, настойчивы и стремятся применять свои знания чаще и успешнее. В то время как дети и подростки в основном мотивированы внешними факторами, такими как получение хороших оценок, других поощрений или избежание последствий неудачи. Ноулз предлагал подключать самих учащихся к процессу планирования и развития обучения. Тот факт, что их мнение учитывается, позволяет добиться более высокой вовлеченности. То же самое можно сказать и об обратной связи.

Прошлый опыт является прочной основой для учебной деятельности. Это касается как позитивного, так и негативного опыта. Педагоги должны с одной стороны позволить этому опыту проявиться, а с другой, задачей преподавателя является вызов этому опыту. Только с нарушением привычного хода мыслей и действий появляется открытость для новых интерпретаций. Критическая рефлексия - самая важная часть трансформационного процесса обучения.

Обучение, которое имеет непосредственное отношение и влияние на текущую карьеру или социальную роль, будет иметь  гораздо больший резонанс. Взрослые люди готовы прикладывать усилия по обучению в том случае, если это обучение отвечает решению их текущих жизненных задач.