Законодательные нормы и характеристика участников образовательного процесса.

Помимо знаний о структуре, содержания образования и его основных функций и задач, будущему педагогу необходимо знать, кто именно является участником образовательного процесса, понимать их характеристику, права и обязанности, согласно законодательным нормам.

Закон «Об образовании в РФ» определяет образование как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (п. 1 ст. 2). При этом «Воспитание» – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» (п. 2 ст. 2.), «Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» (п. 3 ст. 2).

 

 

 

В образовательном процессе взаимодействует большое количество участников. Закон «Об образовании в РФ» выделяет следующих участников образовательных правоотношений: обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность (п. 31 ст. 2).

Обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу (п. 15 ст. 2). Особо отмечает и выделяет Законодательство обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» (ч. 16 ст. 2).

Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (п. 21 ст. 2)

Организации, осуществляющие образовательную деятельность- образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (п. 20 ст. 2)

Существует разница между образовательными организациями и организациями, осуществляющими обучение. Для организации, осуществляющей образовательную деятельность, эта деятельность является дополнительным видом. Это, как правило, юридическое лицо, на основании лицензии осуществляющее образовательную деятельность в качестве дополнительного вида наряду с основной деятельностью (п. 19 ст. 2);

Образовательная организация (некоммерческая организация), осуществляющая свою деятельность на основании полученной лицензии на образовательную деятельность, как основной вид, следуя целям, для реализации и достижения которых такая организация создана (п.18 ст.2)

Права и обязанности участников образовательного процесса закреплены в ряде статей Федерального закона «Об образовании в РФ». В приложении № 2 можно подробно рассмотреть права и обязанности детей, установленные законодательством РФ.  5 Статья Федерального закона «Об образовании» подробно рассматривает государственные гарантии реализации права на образование в РФ каждого человека.

Обязанности обучающихся являются неотъемлемой частью их правового статуса. Статья 43 Федерального закона закрепляет обязанности и закрепляет меры ответственности обучающихся. К основным характеристикам относятся: добросовестное осваивание программы образования с учетом выполнения плана учебного заведения; выполнение самостоятельно заданий, данных педагогами; выполнение устава образовательной организации и следовать внутреннему распорядку и правилам; уважение чести и достоинства других обучающихся и т.д.

Права, обязанности и ответственность родителей или законных представителей обучающихся, также, рассматривает Федеральный закон в Статье

44.