ХИМИЯ – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,
величайшие завоевания разума будут сделаны
именно в этой области.(М. ГОРЬКИЙ)
Всероссийские дистанционные олимпиады по предметам школьного курса физики и химии набирают все большую популярность среди учащихся. В последнее время именно доступность сети и гаджетов привела к резкому и значительному росту числа участников таких мероприятий для подростков.
Но, если раньше конкурсантами становились в основном только прилежно занимающие и преуспевающие ученики, то сейчас участником дистанционной олимпиады может стать совершенно любой школьник.
Портал всероссийских дистанционных олимпиад «Отличник» на своей странице в сети опубликовал аналитический отчет специалистов по результатам дистанционных олимпиад. Олимпиада по химии или физике также проводится через сеть интернет. Этот отчет гласит, что за последние два года на результаты решения олимпиадных заданий на применение формул и законов по физике практически не оказывают влияния на изменения в характере математических действий, хотя еще несколько лет назад это было большой трудностью. Группа заданий, проверяющих особенности анализа различных физических явлений, в целом происходит несколько хуже, чем задания на использование законов и формул. Однако с каждым годом ситуация становится лучше.
В основном все проблемы с решением происходят в большой группе заданий, в которых требуется рассмотреть какой-либо процесс и определить характер происхождения различных физических величин, анализирующих данный процесс. Анализ ошибочных ответов в таких заданиях говорит, что недоработки связаны не с формулами (которые усвоены хорошо и в нужный момент используются), а с пониманием сути физических процессов и явлений.
Честно говоря, многие исследователи заметили, что не происходит улучшение ситуации на применение законов и явлений, а также на исследование протекания различных процессов. Наоборот ситуация только ухудшается. Дело в том, что с каждым годом приходят на олимпиады все более слабые участники с более слабым базовым уровнем и знанием. Обращаясь к аналитическому отчету, анализ ошибочных ответов, которые дает олимпиада по физике Отличник, показывает, что недоработки связаны не с формулами, которые явно усвоены хорошо и правильно используется, а с пониманием сути физических явлений и процессов. Именно с этим и не согласны некоторые специалисты.
Например, уже на первом курсе техникума или в старших классах на первом же занятии возникают проблемы с определением понятия «перемещения» и «пути». Эта разница просто не усвоена, и ни о какой дальнейшей работе говорить нельзя.
Видя такую тенденцию, организаторам дистанционных олимпиад приходится с каждым годом занижать общую планку сложности заданий и вопросов. Но все надуются, что данная картина все еще может перемениться.