ХИМИЯ – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,
величайшие завоевания разума будут сделаны
именно в этой области.(М. ГОРЬКИЙ)
Эпиграф к уроку:
Опыт и наблюдение- таковы величайшие источники мудрости,
доступ к которым открыт для каждого человека.
(Чаннинг, 1780—1842, американский богослов иписатель)
Цель: закрепить теоретические знания о свойствах соляной кислоты, качественных реакциях на галогенид – ионы; совершенствовать практические навыки в обращении с лабораторным оборудованием и реактивами.
I. Техника безопасности
II. Выполнение практической части
Опыт №1. Качественные реакции галогенидов - солей галогенводородных кислот HCl, HBr, HI.
Посмотрите видео – эксперимент
Инструкция к выполнению эксперимента:
Оформите отчёт
Цель работы: Научиться распознавать соли – галогениды
Реактивы и оборудование:________________________
Техника безопасности:___________________________
Название опыта | Что делали | Что наблюдали, выводы | Уравнение реакции |
Качественная реакция галогенида - соли галогенводородной кислоты HCl | NaCl + AgNO3→ | ||
Качественная реакция галогенида - соли галогенводородной кислоты HBr | NaBr + AgNO3→ | ||
Качественная реакция галогенида - соли галогенводородной кислоты HI | KI+ AgNO3→ |
Опыт №2. Определение качественного состава соляной кислоты
«Действие кислот на индикаторы»
Инструкция к выполнению эксперимента:
Определим наличие водорода в растворе соляной кислоты –
1) В три пробирки прилейте по 1-2 мл раствора соляной кислоты.
2) В первую пробирку добавьте несколько капель лакмуса; во вторую – метилоранжа, а в третью пробирку – фенолфталеин.
3) Что происходит в каждой из пробирок? Как изменился цвет?
4) Сделайте вывод.
Определим наличие хлорид-иона в растворе соляной кислоты –
1) В пробирку прилить 1 -2 мл раствора соляной кислоты
2) Добавить к раствору соляной кислоты раствор нитрата серебра
3) Что наблюдаете?
4) Сделайте вывод.
Оформите отчёт
Цель работы: Подтвердить опытным путём качественный состав соляной кислоты
Реактивы и оборудование:________________________
Техника безопасности:___________________________
Заполните таблицу:
Название индикатора | Цвет индикатора в нейтральной среде | Цвет индикатора в кислой среде |
Лакмус | ||
Метилоранж | ||
Фенолфталеин |
Сделайте вывод: как можно доказать наличие водорода в растворе?____________________________________________
Заполните таблицу:
Название опыта | Что делали | Что наблюдали, вывод | Уравнение реакции |
Определение хлорид- иона | HCl + AgNO3 → |
Сделайте вывод: как можно доказать наличие хлорид-иона в растворе?__________________________________________________________________________
Опыт №3. Получение хлорида меди (II)
Посмотрите видео – эксперимент: "Взаимодействие хлора с медью"
Задача: Предложите ещё два различных способа получения хлорида меди (II). Составьте уравнения соответствующих химических реакций.