Практическая работа №1 по теме: "Изучение влияния условий проведения химической реакции на ее скорость"

На уроке проводятся эксперименты, демонстрирующие зависимость скорости химической реакции от различных факторов. Из материалов данного урока вы узнаете, как влияют на скорость химической реакции степень измельчения, концентрация и природа веществ, а также температура и наличие катализатора.

Цель: рассмотреть влияние различных факторов на скорость химической реакции.

Оборудование и реактивы:

  • пробирки,
  • спиртовка,
  • держатель,
  • штатив для пробирок,
  • цинк,
  • магний,
  • железо: гранулы и порошок,
  • растворы серной (1:5, 1:10) и соляной кислоты,
  • пероксид водорода,
  • оксид марганца (IV),
  • оксид меди (II).

Ход работы:

Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

  • Многие вещества при попадании на кожу могут вызвать ожоги.  Никогда не берите вещества руками.
  • Некоторые вещества имеют неприятный запах, а их пары могут вызвать отравление.  Не подносите близко к лицу открытую склянку.
  • В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
  • Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим   количеством проточной воды.
  • Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
  • Зажигать спиртовку только спичками, гасить крышкой или колпачком, накрывая сверху.
  • Запрещается передавать зажжённую спиртовку и зажигать одну спиртовку от другой.
  • При нагревании вещества в пробирке её необходимо сначала прогреть, отверстие    пробирки во время нагревания должно быть направлено от себя и соседа.      
  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  • Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
  • Опыты проводить с таким количеством  веществ, которые  указаны в методическом  руководстве по проведению каждого опыта.
  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта  соблюдайте тишину.
  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

Опыт 1. Влияние природы реагирующих веществ


Налейте  в три пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Положите в первый стакан кусочек магния, во второй стакан - гранулу цинка, в третий – кусочек железа. Наблюдайте скорость трех реакций.  Какая из реакций самая быстрая и почему?

Опыт 2. Влияние концентрации  реагирующих веществ


В две пробирки, наклонив их, опустите по грануле цинка, осторожно прилейте растворы серной кислоты: в первую пробирку раствор кислоты 1:5, во вторую – 1:10. В какой из них реакция идет быстрее?

Опыт 3. Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ


В одну пробирку насыпьте  немного порошка железа, в другую – положите железную скрепку и в обе пробирки прилить по 2 мл разбавленной соляной кислоты (1:2). В какой из пробирок  реакция идет быстрее? Почему?

Опыт 4. Влияние температуры


В де пробирки поместите немного черного порошка оксида меди (II), прилейте в обе пробирки раствор серной кислоты. Одну из пробирок нагрейте. В какой из пробирок  реакция идет быстрее? Почему?

Опыт 5. Влияние катализатора


В две пробирки налейте по 2 мл пероксида водорода Н2О2, в одну из пробирок добавьте несколько кристалликов оксида марганца (IV) MnO2. В какой из пробирок  реакция идет быстрее? Почему?

При обыч­ных усло­ви­ях ре­ак­ция раз­ло­же­ния пе­рок­си­да во­до­ро­да про­те­ка­ет мед­лен­но, при­зна­ков ре­ак­ции (т. е. вы­де­ле­ния пу­зырь­ков газа) мы не на­блю­да­ем. До­ба­вим в ста­кан с пе­ре­ки­сью во­до­ро­да немно­го чер­но­го по­рош­ка ок­си­да мар­ган­ца (IV). На­блю­да­ем ин­тен­сив­ное вы­де­ле­ние пу­зырь­ков газа. Вне­сем в ста­кан тле­ю­щую лу­чин­ку – она раз­го­ра­ет­ся, сле­до­ва­тель­но, вы­де­ля­ю­щий­ся газ – кис­ло­род. По­че­му при вне­се­нии в ста­кан ок­си­да мар­ган­ца ско­рость ре­ак­ции уве­ли­чи­лась? Дело в том, что оксид мар­ган­ца яв­ля­ет­ся ка­та­ли­за­то­ром ре­ак­ции раз­ло­же­ния пе­рок­си­да во­до­ро­да. Ка­та­ли­за­тор, участ­вуя в ре­ак­ции, уско­ря­ет ее, но сам в ней не рас­хо­ду­ет­ся.

Разложение пероксида водорода под действием катализатора MnO2

Рис. Раз­ло­же­ние пе­рок­си­да во­до­ро­да под дей­стви­ем ка­та­ли­за­то­ра MnO2

Оформите работу в виде таблицы:

Рассматриваемый фактор, влияющий на скорость хим. реакции

Описание эксперимента

Наблюдения, позволяющие судить о скорости реакции

 

Уравнения реакций

 

Вывод

Сделайте вывод по всей работе.