ХИМИЯ – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,
величайшие завоевания разума будут сделаны
именно в этой области.(М. ГОРЬКИЙ)
I. Химические вещества и физические тела
Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях друг в друга.
Все, что нас окружает, – люди, животные, растения, горы, моря, предметы – имеет непосредственное отношение к химии. Окружающие нас предметы и объекты называют физическими телами. Тела состоят из множества различных веществ. К настоящему моменту известно около 15 миллионов веществ, и это далеко не предел!
Гвоздь – это тело, состоящее из вещества – железа. Кусок гранита – это тоже тело, состоящее из нескольких веществ – кварца, слюды и полевого шпата. Рис. 1.
Рис. 1. Гранит и составляющие его вещества
Одни и те же тела часто изготавливают из разных веществ. Например, проволока может быть медной, железной, алюминиевой. И наоборот, из одного и того же вещества могут быть изготовлены различные тела: из стекла сделаны разные виды посуды, вазы и т. д.
Запомните! Каждое тело состоит из какого-либо вещества!
II. Физические и химические явления
Изменения веществ, которые не ведут к образованию новых веществ (с иными свойствами), называют физическими явлениями.
1. Вода при нагревании может переходить в пар, а при охлаждении – в лед.
2. Длина медных проводов изменяется летом и зимой: увеличивается при нагревании и уменьшается при охлаждении.
3. Объем воздуха в шаре увеличивается в теплом помещении.
Изменения с веществами произошли, но при этом вода осталась водой, медь – медью, воздух – воздухом.
Новых веществ, несмотря на их изменения, не образовалось.
Химическое явление (реакция) – явление, при котором образуются новые вещества.
А по каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция? При некоторых химических реакциях происходит выпадение осадка. Другие признаки – изменение цвета исходного вещества, изменение его вкуса, выделение газа, выделение или поглощение тепла и света.
Признаки химических реакций:
Видео-опыт:“Горение магния в кислороде”
III. Подведём итоги
1. Вещества могут участвовать в физических и химических явлениях.
2. Сравнительная характеристика физических и химических явлений представлены следующей интерактивной анимацией.
3. Отличие физических и химических явлений
IV. Задания для закрепления
№1. Посмотрите видео-эксперимент: "Пропускание углекислого газа через воду и через раствор гидроксида кальция". Какие явления вы заметили? Почему?
№2. Посмотрите видео-эксперимент: "Взаимодействие соды с соляной кислотой" Какое явление вы наблюдали? Почему?
№3. Посмотрите видео-эксперимент: "Обугливание крахмала при нагревании и прокаливание поваренной соли". Какие явления вы наблюдали и почему?
№4. Посмотрите видео-эксперимент: "Взаимодействие растительного масла с водой и раствора хлорида бария с серной кислотой". Какие явления вы наблюдали и почему?
№5. Поработайте с тренажёром: "Физические и химические явления"
№6. Поработайте с тренажёром и ответьте на вопросы:
№7. Реши кроссворд
ЦОРы:
Видео:“Вулкан – разложение дихромата аммония”(изменение цвета)
Видео:“Колебательная реакция Бриггса-Раушера”(изменение цвета)
Видео:“Химический светофор”(изменение цвета)
Видео: “Взаимодействие хлорида кобальта (II) и гидроксида натрия”(выпадение осадка)
Видео:“Признак химической реакции – выделение газа”
Видео:“Горение магния в кислороде”(выделение тепла и света)
Видео: “ Пропускание углекислого газа через воду и чесрез раствор гидроксида кальция”
Видео:“Взаимодействие соды с соляной кислотой”
Видео: “Обугливание крахмала при нагревании и прокаливание соли”
Видео:“Растительное масло с водой и раствор хлорида бария с серной кислотой”
Анимация:“Физические и химические явления”
Тренажер:“Физические и химические явления”